жукова обучение грамоте старшая группа

Конспект итогового промежуточного занятия по обучению грамоте с элементами методики Н. С. Жуковой в подготовительной к школе

жукова обучение грамоте старшая группа. Смотреть фото жукова обучение грамоте старшая группа. Смотреть картинку жукова обучение грамоте старшая группа. Картинка про жукова обучение грамоте старшая группа. Фото жукова обучение грамоте старшая группа Наталья Игнатьева
Конспект итогового промежуточного занятия по обучению грамоте с элементами методики Н. С. Жуковой в подготовительной к школе

Конспект итогового промежуточного занятия по обучению грамоте с элементами методики Н. С. Жуковой в подготовительной к школе группе «В городе Звукограде».

Закрепить умение проводить звуковой анализ слова; уметь различать гласные и согласные, вычленять словесное ударение. Учить называть самостоятельно разные слова, называть слова с заданным звуком. Развивать умение составлять из букв слоги. Развивать логическое мышление, связную речь.

Уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове. Совершенствовать практические умения и навыки детей.

Развивать грамматический строй речи. Становление фонематического и фонетического слуха и восприятия. Формирование самоконтроля за речью.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы. Совершенствовать навыки коммуникативного общения. Обогащать словарный состав.

наборное полотно, магнитная доска, магнитные буквы, карточки со словами, индивидуальные карточки, цветные карандаши, предметные картинки, музыкальное сопровождение «Паровозик из Ромашково»

Словарная работа: символ, гласный, согласный звук.

Предварительная работа: речевые игры, физкультминутки, работа с индивидуальными карточками.

Ход занятия

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Занятие – путешествие в прошлое! Мы с вами многому учились. Много знаем и умеем. Знаем что такое буквы и звуки, чем они друг от друга отличаются,можем складывать буквы в слоги, а слоги в слова. И совсем скоро будем читать как взрослые –грамотно и красиво! А сегодня я вас приглашаю в прошлое. Давайте вспомним, с чего всё начиналось. Помните, в самом начале обучения чтению я вам рассказывала сказку. Давайте её вспомним и отправимся в волшебный Звукоград – город звуков. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.

В: Вы готовы отправиться в путешествие?

Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво

Чётко и неторопливо

Что учили на занятии.

(Звучит песенка «Паровозика из Ромашково»)

Дети с помощью воспитателя вспоминают сказку.

Давным – давно это было. В волшебном городе Звукограде жили-были очень добрые дружные жители, и назывались они звуками. Только вот никто и никогда их не видел. Только слышны были их голоса.

В: Ребята, а кем были эти невидимые жители?

В: Правильно. Вот однажды пришел в город добрый волшебник и очень удивился невидимым звукам. И решил он им подарить платьица и домики. Давайте вспомним какие волшебник сделал подарки?

Д: Гласным звукам он подарил платья и домики красного цвета, а согласным – синего.

В: Правильно! Так появились буквы, которые стали видимые!

Скажите, чем же отличаются буквы от звуков?

Д: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

В: Молодцы, всё правильно.

Скажите, какие бывают звуки?

Д: Звуки бывают гласные и согласные.

В:Назовите гласные звуки.

В: Назовите согласные звуки.

В: Чем они отличаются и что умеют делать?

Д: Гласные звуки тянутся и поют, а согласные не умеют петь, они только соглашаются с гласными.

В:Да! При их произнесении встречаются преграды в виде зубов, языка, губ.

А гласные звуки ещё образуют слог, всегда в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

(На доске слова разбитые на слоги)

В: Давайте посмотрим на слова и скажем сколько слогов в каждом слове.

Слова: дом, ма-ма, мо-ло-ко, и-ва, ка-ли-на.

В: Молодцы, продолжаем дальше наше путешествие по городу Звукограду!

В: Посмотрите, ребята на карточке на доске – здесь написаны слова. Давайте их прочитаем и разделим на две группы. На какие две группы можно разделить эти слова?

Д: Слова, которые начинаются с гласного и согласного звуков.

(Дети читают слова и делят их на две группы)

В: А сейчас мы немного отдохнём и поиграем, выучим новую физкультминутку с элементами речевой игры.

Физ.минутка: «На лесной поляне»

Паровоз привез нас в лес – чух – чух – чух

Вот и бабочки – сестрицы, крылышками машут

и с ромашки на ромашку весело порхают (дуют на бабочку)

Вот идет сердитый ёж п – ф – ф – ф

Где же носик? Не поймешь ф-р-р! Ф-р-р!

Вот зеленая пчела детям мёда принесла з-з-з, села нам на локоток з-з-з, полетела на носок з-з-з

Пчелку ослик испугал й-а-а! й-а-а! на весь лес он закричал й-а-а! й-а-а!

Гуси по небу летят,гуси ослику гудят: г-у-у! г-у-у! г-у-у.

В: Итак, продолжаем путешествие в прошлое!

Задание следующее: давайте вспомним, с каким звуком мы работали на прошлом занятии?

В: Этот звук может встречаться в разных частях слова – в начале, в середине и в конце.

Давайте придумаем слова, где звук «в» встречается в начале слова, в середине и в конце.

В: Молодцы, ребята. Посмотрите перед вами лежат карточки со словами, только слова какие то странные. Посмотрите внимательно да в этих словах убежали буквы! Нам с вами надо вернуть их на место вписать и прочитать. Давайте посмотрим, что это за слова! А прежде, чем при ступить к заданию, поиграем пальчиками.

У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем,

Сейчас все котята по парам стоят: пальцы прижимаем друг к другу.)

Два толстых, два ловких, (Постукиваем соответствующими

Два длинных, два хитрых, пальцами друг о друга

Два маленьких самых (от большого к мизинцу).

(Самостоятельная работа с карточками)

В: А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось.

На доске из магнитных букв, я выложила такие же как у вас слова с пропущенными буквами. Выберите нужные буквы и вставьте их на свои места.

(работа с магнитной азбукой на доске)

В:Молодцы, ребята. Я вами очень довольна. Вот сколько мы сегодня вспомнили! А что мы вспомнили?

Д: Мы вспомнили о гласных и согласных звуках, читали и придумывали слова, играли.

В: Всё правильно! Я думаю, что звуки вами тоже остались довольны, и в благодарность за ваше старание будут помогать вам в школе учиться на пятёрки!

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по волшебному листу» «Путешествие по волшебному листу».Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе. Хабарова Альбина Александровна Цели:.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Грамотеи» Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной.

жукова обучение грамоте старшая группа. Смотреть фото жукова обучение грамоте старшая группа. Смотреть картинку жукова обучение грамоте старшая группа. Картинка про жукова обучение грамоте старшая группа. Фото жукова обучение грамоте старшая группаКонспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране Знаний Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Источник

Обучение чтению по методике Надежды Сергеевны Жуковой

Обучение чтению по методике Надежды Сергеевны Жуковой

2. Букварь Н. С. Жуковой

3. Методика Н. С. Жуковой

3.1. Учим правильно гласные и согласные

3.2. Чтение по слогам

3.3. Этап обучения чтению простых слогов

3.4. Этап обучения чтению закрытых слогов

3.5. Чтение простых слов

3.6. Произношение и расстановка пауз

4. Популярные книги Н. С. Жуковой

6. Список литературы

Умение читать говорит о том, что это уже взрослый ребенок. Действительно ли он готов к этому?

Нельзя усугублять процесс обучения криками и оскорблениями. Такой подход может отбить желание учиться дальше. Потом будет сложно наладить контакт и продолжить обучение.

Конечно, есть много методик обучению ребенка чтению. Но чтобы выбранная методика была продуктивна именно для вашего ребенка, постарайтесь определить, что легче усваивается детьми и уже в соответствии с этим выбирать.

2. Букварь Н. С. Жуковой

Букварь Н. С. Жуковой поможет родителям самостоятельно научить своего ребенка читать. Этому способствуют дополнительные информативные блоки с советами и методическими указаниями, которые расположены внизу страницы. Программа сначала максимально облегченная, но потом уровень сложности увеличивается. В подсказках для родителей прописано, где остановиться, как объяснить и над чем поработать, если усвоение материала ребенком идет не очень хорошо. Каждая страница книги замечательно проработана и концентрирует внимание ребенка на необходимых деталях, объектах. В первую очередь в глаза бросается буква, потом слоги и предложения, которые нужно прочитать. Есть картинки, но они служат дополнением.

3. Методика Н. С. Жуковой

Методика Жуковой по обучению чтению – это комбинирование традиционного звукового (от звука к букве, от буквы к слогу) подхода с логопедическим. Единицей чтения выступает не отдельная буква, а слог.

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т. п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.

3.1. Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч)

В «Букваре» Жуковойпредложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. С. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии.

Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство должно быть с гласными буквами. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними,уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов.

3.2. Чтение по слогам

3.3. Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).

3.4. Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т. е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.

3.5. Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

3.6. Произношение и расстановка пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему,что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.

4. Популярные книги Н. С. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

«Букварь» и «Прописи» для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.

«Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать»

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.

• «Уроки правильной речи и правильного мышления»

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

«Уроки чистописания и грамотности» (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н. Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т. д.

Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.

«Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю»

Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.

С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.

«Первая после Букваря книга для чтения»

Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.

Все содержание книги объединено одной тематической линией: Родная природа в баснях, рассказах, поэзии и в жизни. Пособие содержит три вида текстов, различающихся по содержанию, стилю написания и шрифту.

1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.

2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.

3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т. п.

Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т. д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.

6. Список литературы

1. Жукова Н. С.Букварь:Учебное пособие / Н. С. Жукова-М. : Эксмо,2016.

2. Кирилина Р. Как легко научить ребенка читать. Чудесный домик для обучения чтению/Р. Кирилина, Л. Стрекаловская, С. Кирилин. – М. : «Издательские решения».

3. Безруких М. М. От буквы к слову,от слова к предложению: Тетрадь 1, 2, 3, 4 / М. М. Безруких, Е. С. Логинова, Н. В. Флусова. – М. : Вентана-Граф.

4. Безрукова О. А., Каленкова О. Н.Уроки русской грамоты: Учебно-методический комплекс. – М. : Русская речь, 2016.

5. Жукова Н. С. Летние задания для обучения чтению / О. С. Жукова. – М. : Издательство «АСТ», 2018.

6. Жукова Н. С. Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению. 15 минут в день / О. С. Жукова. – М. : Астрель, 2012.

жукова обучение грамоте старшая группа. Смотреть фото жукова обучение грамоте старшая группа. Смотреть картинку жукова обучение грамоте старшая группа. Картинка про жукова обучение грамоте старшая группа. Фото жукова обучение грамоте старшая группаДетский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных Цель: сформировать у детей подготовительной к школе группы умение создавать дидактическую игру с опорой на квадраты Никитиных. Задачи:.

жукова обучение грамоте старшая группа. Смотреть фото жукова обучение грамоте старшая группа. Смотреть картинку жукова обучение грамоте старшая группа. Картинка про жукова обучение грамоте старшая группа. Фото жукова обучение грамоте старшая группаДистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

жукова обучение грамоте старшая группа. Смотреть фото жукова обучение грамоте старшая группа. Смотреть картинку жукова обучение грамоте старшая группа. Картинка про жукова обучение грамоте старшая группа. Фото жукова обучение грамоте старшая группаИгры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.

Источник

Подготовка к школе (рабочая программа по букварю Жуковой)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Данное планирование составлено к учебному пособию

«Букварь» Жуковой Н.С.

Цель работы подготовительных групп – подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Задача, стоящая перед педагогом: легко и весело ввести ребенка в письменность, сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.

Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Учителю следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.

Обучающие должны уметь:

▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения;

▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

▫ свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

▫ правильно согласовывать слова в предложении;

▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;

▫ ориентироваться на странице книги;

▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *