значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики

Юридическая практика: понятие, элементы. Значение юридической практики для правотворчества и правоприменения.

Юридическая практика – это деятельность, направленная на издание, а также толкование и реализацию юридических предписаний, организованная в единстве с уже накопленным социально-правовым опытом.

Юридическая практика является одним из основных видов социально-исторической практики, поэтому ей свойственны черты, присущие любой практике.

Юридическая практика имеет субъектов и участников, действия которых, а также использование ими установленных методов и средств, способы оформления разработанных решений и фиксирование накопленного ранее опыта упорядочены и урегулированы нормами права и другими юридическими предписаниями.

Под структурой юридической практики понимают такое соотношение элементов и связей в системе, которое обеспечивает ей единство, целостность, а также сохранение объективно необходимых функций и свойств при влиянии на нее различных факторов действительности.

Элементами юридической практики являются:

объект практики. Это то, на что направлены юридические действия и поступки ее субъектов и участников. Ими могут быть как материальные, так и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные поступки (или бездействие) людей, иные явления и предметы, включенные в соответствующий юридический процесс и призванные удовлетворять общественные и личные потребности и интересы;

юридические действия, такие, которые влекут за собой правовые последствия для участников правоотношений;

средства практики – это явления и предметы, посредством которых происходит обеспечение достижения цели;

способ – установленный путь достижения запланированной цели посредством определенных средств и при присутствии соответствующих условий и предпосылок деятельности;

результат, воплощающий в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность;

формы юридической практики – это способы организации, существования и внешнего выражения содержания.

Для правовой системы общества обычно характерно одновременное функционирование разных типов, видов, а также подвидов практики. В соответствии с характером способов преобразования общественных отношений обычно различают распорядительную, интерпретационную, правотворческую, правоприменительную (правореализационную) и другие типы практики. В функциональном плане, как правило, выделяют правоконкретизирующую, правосистематизирующую, контрольную и другие типы практики. Характерной чертой этих типов считают то, что изменения общественных отношений происходят здесь посредством правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.

Кроме того, каждый вид юридической практики обычно подразделяют на определенные виды и подвиды.

Например, в правоприменительном типе практики различают следующие виды:

юрисдикционную (ее подвиды: превентивная, карательная и др.).

По субъектам юридическую практику можно разделить:

Функции юридической практики представляют собой относительно обособленные направления ее однородного воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются социально-правовое назначение и творческая, преобразующая роль в жизни общества.

86.Понятие, принципы и требования законности.

Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе, связанная с изданием, применением права и контролем за осуществлением прав

Правопорядок есть система упорядоченности общественных отношений, складывающийся в результате реализации правовых норм. Это состояние урегулированности общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.

Основные принципы законности:

Принцип верховенства законности означает главенство, прямое действие и высшую юридическую силу закона в системе других источников права. Принцип единства законности предполагает одинаковое понимание и применение закона на всей территории его действия..

Целесообразность законности означает связь законности с целесообразностью. Целесообразность не должна исключать законности, но должна всегда находиться в рамках законности.

Принцип реальности законности означает реализацию фактического исполнения правовых предписаний в деятельности субъектов права, неотвратимость ответственности за правонарушения.

Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина означает невозможность реализации прав личности без законности, так как законность выступает их гарантией, а также наличие развитой системы прав и свобод личности является показателем состояния законности в обществе;

Принцип неразрывной связи законности с культурой означает зависимость законности от состояния культуры в целом и от правовой культуры в частности;

Принцип постоянной реализации законности означает состояние неотвратимости наступления ответственности за правонарушения, а, следовательно, и за нарушение режима и состояния законности.

Правопорядок является результатом действия законности и основным содержанием демократии, укрепление законности и демократии приводит к укреплению правопорядка

Если законность является качественной характеристикой правовой деятельности, является свойством принципа, метода и режима, то правопорядок является упорядоченной системой правовых отношений. Если законность является реализующимся правом, отражает характеристику процесса реализации права, то правопорядок является реализованным правом. Таким образом, законность является средством установления правопорядка, а правопорядок является итоговым результатом реализации права в целом. Наличие режима законности означает наличие правопорядка и наоборот.

Нельзя обеспечить правопорядок без обеспечения законности. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга.

Демократия невозможна без наличия в обществе состояния законности и правопорядка. Демократические процедуры способствуют укреплению законности и правопорядка.

Обеспечение законности и поддержание правопорядка требуют целенаправленного воздействия на поведение субъектов общественных отношений. Необходимо создание реального механизма реализации права. Обеспеченность законности есть результат воздействия гарантий законности. В связи с проблемой реализации законности необходимо, прежде всего, укрепление нормативных основ правового регулирования, оптимизация правового воздействия на всех уровнях законности и правопорядка, расширение элементов демократии, создание действенного механизма правового регулирования и преодоление негативных тенденций правового развития.

значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Смотреть фото значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Смотреть картинку значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Картинка про значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Фото значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Смотреть фото значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Смотреть картинку значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Картинка про значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Фото значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики

значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Смотреть фото значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Смотреть картинку значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Картинка про значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Фото значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики

значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Смотреть фото значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Смотреть картинку значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Картинка про значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики. Фото значение юридической науки для правотворческой и правоприменительной практики

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

§ 4. Практическая функция юридической науки

По сфере действия практическая функция правовой науки под­разделяется на три вида: в сфере правотворчества, сфере реализа­ции права и сфере правоохранительной деятельности.

Цели правового регулирования общественных отношений, сформулированные обществом и государством, могут быть успеш­но реализованы лишь при условиях: I) подготовки и принятия ка­чественно совершенных законов и иных нормативных правовых актов; 2) активной организаторской деятельности государствен­ных органов по претворению законодательных решений в жизнь;

3) одобрения и поддержки нормативных решений большинством населения; 4) ведения действенной борьбы с противоправными посягательствами на права и свободы граждан, иных субъектов права, устои общества и государства. Правовая наука призвана да­вать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы полити­ко-правовой практики и тем самым вырабатывать рациональный путь использования права в целях обеспечения прогрессивного развития общества и государства.

Учеными-правоведами разрабатывается широкий спектр реко­мендаций по совершенствованию правотворческой деятельности государственных органов.

1) на основе обобщения передового законотворческого опыта они разрабатывают правила юридической техники, творческое и умелое применение которых обеспечивает подготовку и принятие эффективно действующих законов и иных нормативных правовых актов, позволяет заблаговременно обнаруживать и исправлять большинство несовершенных и малоэффективных норм права;

2) они изучают и обобщают практику реализации законода­тельства в целях выявления недостаточно эффективных норм пра­ва, а также социальных, политических и правовых факторов, кото­рые препятствуют реализации тех или иных норм в конкретных отношениях. Большое внимание при этом уделяется проблемам соответствия норм права регулируемым ими отношениям и выяв­лению новых общественных отношений, нуждающихся в эффек­тивном правовом регулировании;

3) они готовят научно обоснованные проекты законов, иных нормативных правовых актов, а также вносят в компетентные ор­ганы государства рекомендации по совершенствованию действую­щего законодательства.

Практическая функция правовой науки в сфере реализации норм права и правотворческой деятельности органов государства призвана в конечном счете формулировать предложения о том, при каких условиях действующие законы, иные нормативные правовые акты будут действовать эффективно и обеспечат реализацию це­лей, поставленных законодателем и иными правотворческими ор­ганами. Решение этой сложной и ответственной задачи правовая наука обеспечивает тем, что:

1) конкретизирует и развивает методы толкования права и тем самым вооружает должностных лиц, правоприменительные и пра­воохранительные органы приемами, обеспечивающими правиль­ное и всестороннее уяснение содержания норм права, выявление в нормативных актах пробелов, противоречий и иных несовер­шенств;

2) разрабатывает действенные способы учета и систематизации законодательства, иных нормативных правовых актов в соответст­вии с потребностями юридической практики и достижениями на­учно-технического прогресса;

3) осуществляет мониторинг реализации законодательства в конкретных отношениях и готовит предложения о мерах по устра­нению правовых и иных факторов, препятствующих эффективно­му действию тех или иных норм права;

4) готовит предложения о путях совершенствования правопри­менительной практики органов государства и органов местного самоуправления посредством внедрения современной вычисли­тельной и иной организационной техники, новых рациональных методов правоприменительной техники и устранения таких нега­тивных явлений, как коррупция, бюрократизм и волокита.

В сфере борьбы с преступлениями и иными противоправными посягательствами на правовой и общественный порядок практи­ческая функция правовой науки выражается в изучении причин совершения преступлений и способствующих этому условий, а также методов совершенствования правоохранительной деятель­ности государственных органов и органов местного самоуправле­ния. На основе полученных данных ученые-правоведы вырабаты­вают рекомендации относительно того, какие нужно принять ме­ры, чтобы добиться заметных позитивных результатов в деле укрепления законности и правопорядка, сокращения числа пре­ступлений и иных правонарушений.

От реализации практической функции выигрывает не только политико-правовая практика, но и непосредственно правовая наука. Благодаря внедрению своих достижений в практической деятельности правовая наука имеет возможность получать знания о их результативности, действенности и тем самым своевременно освобождаться от всех ложных, мифологических, ненаучных по­ложений, не прошедших проверку практикой и временем.

Источник

Значение правовой науки для политико-правовой практики, правотворчества, правореализации и правоприменения

Признаком, в соответствие с которым российскую систему права справедливо причислять к романо-германской системе права, это значение правовой науки для политико-правовой практики, правотворчества, правореализации и правоприменения, как стимула развития российской системы права. При принятии законов, и при последующем применение продолжается разработка проблемных вопросов в юридической литературе.
Важно помнить, что именно правовая наука анализирует результаты практики применения в судах норм права. Нормативный правовой акт нужно корректировать с соблюдением установленных процессуальных требований, и путем целенаправленного изучеения и анализа правоприменительной практики. В данное время, во взаимодействие органов ответственных за разработку законопроектов и учёных правоведов, осуществляется правотворчество, правореализация и правоприменение.
Все эти обстоятельства обусловливают актуальность исследования по комплексному изучению значение правовой науки для политико-правовой практики, правотворчества, правореализации и правоприменения.
Цель исследования рассмотреть роль правовой науки для российского права.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить правовую доктрину, как систему юридических научных знаний;
– рассмотреть знания правой науки, как источник российского права.
Объектом изучения являются знания правой науки, а предметом изучения является их применение в российском праве.
Структура реферата соответствует цели и задачам исследования и представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
1. Правовая доктрина, как система юридических научных знаний
Научные работы в области права, безусловно, занимают особое место при формировании модели правового регулирования. В них проводятся тщательные исследования тех или иных правовых институтов, даются комментарии к действующему законодательству, изучается ретроспективный аспект правового регулирования тех или иных общественных отношений, прослеживаются тенденции развития правовых явлений, проводится сравнительный анализ со сходными институтами правовой системы России и зарубежных стран.
Особая роль в указанных процессах отводится созданию новых правовых категорий и уточнению уже действующих, что способствует эффективной реализации такого признака правовых норм, как формальная определенность, а также их буквальному толкованию. Как представляется, следует согласиться с мнением тех ученых, которые оценивают роль доктрины в современных условиях как чрезвычайно важную, особенно когда речь идет о совершенствовании законодательства, создании правовых понятий и методологии толкования законов.
Заслуживает внимания мнение Л.Д. Воеводина о том, что хотя в отечественной конституционной литературе речь о правовых доктринах не ведется, выделение этого элемента юридической техники в конституционном праве позволяет более глубоко проникнуть в правовую природу соответствующих институтов. Данный автор, также предлагает относить знания правой науки к элементам юридической техники, отмечая, что «в противоположность другим конституционным нормам правовая доктрина имеет более жесткий, установленный, указующий характер».
Оценивая имеющиеся публикации, посвященные феномену «доктрина», В.М. Баранов констатирует, что данный феномен вызвал все возрастающий поток отечественной и зарубежной литературы, в которой постоянно звучат призывы к осуществлению той или иной деятельности не спонтанно, а на научной основе

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

. В различных источниках высказываются различного рода суждения о средствах подготовки обоснованной и эффективной доктрины, но в качестве познавательных средств обсуждения доктрины используются многозначные характеристики и оценки.
Васильев А.А. определяет правовую доктрину как систему идей о праве, признаваемых в качестве обязательных официально государством или юридической практикой в силу их авторитета и общепринятости, выражающих определенные социальные интересы и определяющих содержание и функционирование правовой системы и непосредственно воздействующих на волю и сознание субъектов права.
Анализируя юридическую доктрину, можно выделить две ее основные функции: с одной стороны, она является теоретической основой для законотворческого процесса; а с другой – источником права, и соответственно, реализуется в правоприменительном процессе. Но, необходимо помнить, что «доктрина» понимается и используется в нескольких значениях. В частности как правовая наука, как источник, и доктрина может быть названием правового документа, издаваемого органами публичной власти.
Таким образом, роль научных знаний правой науки в виде доктрины чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, создании правовых понятий и методологии толкования законов. Можно выделить основные функции: теоретическая основа для законотворческого процесса и источник права, эта функция реализуется в правоприменительном процессе.
2. Знания правой науки, как источник российского права
Знаковая категория правоведения, это источник права. Причины определенной условности термина «источник права» можно отыскать, прежде всего, в многозначности самого слова «источник». Первоначально, само словосочетание «источник права» появилось в римском праве. Так, Тит Ливий, называл Законы XII таблиц источником публичного и частного права.
Так согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова «источник – это то, что дает начало чему-либо, откуда исходит что-нибудь, письменный документ, на основе которого строится научное исследование».
По толковому словарю великорусского языка В. Даля: «Источник – вообще всякое начало или основание корень и причина, исходная точка, запас или сила, из которой что-то истекает и рождается, происходит».
Применительно к объяснению правовых явлений и процессов слово «источник» можно понимать «как причину появления того или иного правового явления, и как установленный документ, правовой акт, который включает нормы права или допускает применение не писаных норм права»
В истории правовой мысли и на современном этапе развития представлений о праве можно встретить всевозможные подходы к объяснению сущности и природы источников права. Так, Ф.В. Тарановский считал: «Источник права надо понимать, как познание права, как источник права в материальном смысле (фактор, обуславливающий возникновение права) и как источник права в формальном смысле (закрепление права в позитивных предписаниях)».
Потребности российского общества и государства в справедливом праве, способном обеспечивать стабильный правопорядок и действенную защиту нарушенных прав, невозможно было удовлетворить без обоснованных знаний о том, каким может быть это идеальное право и как можно обеспечить его эффективное действие, воплощение в конкретных правоотношениях

Источник

Взаимодействие юридической науки и практики

Активной силой в процессе восприятия законодательством данных практики является юридическая наука. Достаточно развитая юридическая наука – это и «отборочный пункт», и объединяющий фактор, и формирующее средство при восприятии законодательством данных практики.

Теоретические знания не только играют информационную и прикладную роль, но и обеспечивают окончательную «отработку» положений практики, формулирование их в качестве юридических норм, введение в единую правовую систему. Здесь наблюдается интересная закономерность: чем ниже ступень объективизации юридической практики, тем незаменимей и ответственней роль науки в своевременности, полноте и точности учёта потребностей и нужд практики.

Юридическая практика – это деятельность компетентных органов и субъектов по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Юридическая наука – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, и различные аспекты правоприменительной деятельности.

В современном виде она дифференцирована на ряд отраслей:

1. Наука гражданского права.

2. Наука уголовного права.

3. Теория государства и права,

4. История права и правовых учений.

Прикладными юридической науки являются:

а) судебная медицина;

б) судебная психиатрия;

д) юридическая психология и т.д.

Функционирование юридической практики невозможно без наличия юридической науки, потому как любая практика, в том числе и юридическая, основывается на теоретических знаниях. Юридическая наука изучает право в самом широком смысле, как социальное явление, призванное регулировать общественные отношения, накапливает юридические знания с древнейших времён. Юридическая практика реализует, применяет эти знания в настоящем времени, «подгоняя» их под требования и нужды современного общества.

Следовательно, взаимосвязь юридической науки и юридической практики очевидна и взаимодействие их очень важно для применения права в конкретных жизненных условиях.

Заключение.

Юридическая практика призвана направлять организаци­онно-практическую деятельность различных субъектов, изучать и корректировать формирующийся личный и социально-правовой опыт, способствовать выработке и реализации юридической политики в разнообразных сферах общественной жизни. Она определяет методологию и методику юридического познания, систему специальных принципов, приемов, средств, методов и правил, которые используются не только в теоретических исследованиях, но и в организационно-практической деятельности.

Правоведение призвано играть существенную роль в повышении правосознания и правовой культуры насе­ления и должностных лиц, в деле правовой пропаганды и воспитания должного уважения к закону, праву, суду и иным правовым и социальным ценностям. Тесная связь юридической науки с практикой должна обеспе­чиваться через расширение системы социальных зака­зов со стороны практических органов на исследование актуальных проблем, активизацию участия ученых в подготовке проектов законов и иных правовых актов, проведении экспертиз, научно-практических конферен­ций и т.п.

С целью повышения эффективности юридической науки необходимо создать четкий организационно-пра­вовой механизм внедрения результатов теоретических исследований в конкретную практику. Разработка такого механизма — одна из важнейших задач юридической науки.

Представляется также, что в современных условиях на правоведение должна быть возложена и задача по теоретико-правовому, психолого-юридическому и в ка­кой-то степени прогностическому обеспечению рефор­мирования нашего общества.

Жизнеспособность законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов; попытка проделать эту работу была сделана в данной курсовой работе. Подытожив все изложенное, хочу выделить ряд насущных проблем современного законотворчества.

Во-первых, на мой взгляд, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

Другой блок проблем связан с вопросами качества самого закона, представляющего адекватное отражение законодателем нормативно-правовых потребностей, что возможно лишь при строго научной основе законотворческого процесса. Основная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным актам. Только научно обоснованный норматив может быть облечен в официально-правовые формы, и это, следует закрепить конституционно.

Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.

Естественно, перечисленный перечень трудностей законотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка на ого основе практических мер по совершенствованию законотворческого процесса.

Наша обновленная Россия должна творчески воспринять значительную часть юридической практики и правового опыта, накопленного за тысячелетия в демократических странах мира. Будущее российского общества должно базироваться на гражданском, а не только административном праве, как это было в России в царские и советские времена.

Важнейшим рычагом вхождения России в мировое сообщество является совершенствование ее законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов.

Список использованной литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *