золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

Золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

После того как в 1994 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Московский Новодевичий монастырь после 70-летнего перерыва был вновь открыт для желающих проводить монашескую жизнь, в его стенах была создана мастерская лицевого и золотного шитья. С тех пор и по сегодняшний день монастырские золотошвеи по старинным образцам и технологиям вручную создают для церковного обихода новые произведения лицевого и орнаментального шитья: воздухи, пелены, хоругви, митры, плащаницы и проч.

Со второй половины XVI по конец XVII века Новодевичий монастырь имел высокий статус царского богомолья. В этот период здесь принимали монашество представительниц

ы правящих династий и самых знатных боярских родов, имевшие собственные светлицы. Благодаря царственным инокиням школа лицевого шитья в обители значительно развилась и окрепла. Из нее выходили произведения высочайшего художественного уровня, которые обогатили и украсили ризницу не только Новодевичьего монастыря, но в качестве пожертвований направлялись в наиболее известные русские монастыри и храмы. Сохранившиеся до наших дней эти шедевры лицевого и золотного шитья ныне находятся в различных музеях России.

С 2009 года в истории мастерской Новодевичьего монастыря начался новый этап. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и усердием Игумении Маргариты были выделены новые помещения и произведен набор профессионально подготовленных сотрудниц, которые постоянно совершенствуют свои навыки, активно участвуют в тематических выставках и конференциях, занимаются поиском и изучением лучших старинных образцов шитья, для чего регулярно посещают музеи и работают в их фондохранилищах.

Источник

Золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Московском Новодевичьем монастыре 3-4 ноября прошла вторая научно-практическая конференция «Основы церковной вышивки. Опыт передачи древних традиций в церковном искусстве». В ней приняли участие более 150 человек: искусствоведы, художники, вышивальщицы, преподаватели и реставраторы церковной вышивки из разных регионов России и Украины.

Церемония открытия началась кратким молебном. После чего с приветственным словом к участникам обратилась игумения Маргарита (Феоктистова). Матушка пожелала им успехов в работе и сказала, что в наше время, когда возрождаются древние традиции церковного искусства, такие встречи весьма полезны для обмена знаниями и опытом. Игумения Маргарита также отметила, что конференции в Новодевичьем монастыре стали уже доброй традицией, и свидетельством тому – иллюстрированное цветное издание Материалов Первой конференции по золотошвейному искусству, прошедшей в обители в мае 2012 года – которое получат в подарок все участники.

На открытии конференции выступили также Ректор Православного Гуманитарного института «Со-действие» П. Кондратьев и клирик Новодевичьего монастыря священник Максим Янышевский. Доклады первого дня были посвящены изучению памятников древнерусского лицевого шитья XVI-XVII вв.:

На второй день за круглым столом обсуждались современное бытование древней традиции и проблемы преподавания церковной вышивки. Обмен опытом был продолжен в ходе мастер-класса.

В дни работы конференции в Сетунских палатах Новодевичьего монастыря проходила выставка современного лицевого и золотного шитья. Свои работы представили факультеты и отделения церковного искусства Московской и Одесской Духовной Семинарий, Свято-Тихоновского Православного университета, Православного Гуманитарного Института «Со-действие», мастерские Сретенского (Москва), Новодевичьего, Спасо-Бородинского монастырей (Московская епархия), Успенского Никольско-Васильевского (Донецкая епархия) монастырей, мастерские «Убрус» (СПб), «Тавифа» (Ростов-на-Дону), «Колмово» (Новгород). От Московской епархии также приняли участие мастерские Спасского храма (с. Усово) и Троицкого собора (г. Щелково).

Здесь же в Сетунских палатах Православным учебным центром «Русские начала» была представлена экспозиция «Русский народный женский костюм», на которой участники и гости конференции познакомились с образцами исторической реконструкции различных видов женского платья и головных уборов, где была использована традиционная русская народная вышивка крестом и белью, а также бисероплетение и цветная набивка.

Источник

Золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

После того как в 1994 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Московский Новодевичий монастырь после 70-летнего перерыва был вновь открыт для желающих проводить монашескую жизнь, в его стенах была создана мастерская лицевого и золотного шитья. С тех пор и по сегодняшний день монастырские золотошвеи по старинным образцам и технологиям вручную создают для церковного обихода новые произведения лицевого и орнаментального шитья: воздухи, пелены, хоругви, митры, плащаницы и проч.

Со второй половины XVI по конец XVII века Новодевичий монастырь имел высокий статус царского богомолья. В этот период здесь принимали монашество представительниц

ы правящих династий и самых знатных боярских родов, имевшие собственные светлицы. Благодаря царственным инокиням школа лицевого шитья в обители значительно развилась и окрепла. Из нее выходили произведения высочайшего художественного уровня, которые обогатили и украсили ризницу не только Новодевичьего монастыря, но в качестве пожертвований направлялись в наиболее известные русские монастыри и храмы. Сохранившиеся до наших дней эти шедевры лицевого и золотного шитья ныне находятся в различных музеях России.

С 2009 года в истории мастерской Новодевичьего монастыря начался новый этап. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и усердием Игумении Маргариты были выделены новые помещения и произведен набор профессионально подготовленных сотрудниц, которые постоянно совершенствуют свои навыки, активно участвуют в тематических выставках и конференциях, занимаются поиском и изучением лучших старинных образцов шитья, для чего регулярно посещают музеи и работают в их фондохранилищах.

Источник

Золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Московском Новодевичьем монастыре 3-4 ноября прошла вторая научно-практическая конференция «Основы церковной вышивки. Опыт передачи древних традиций в церковном искусстве». В ней приняли участие более 150 человек: искусствоведы, художники, вышивальщицы, преподаватели и реставраторы церковной вышивки из разных регионов России и Украины.

Церемония открытия началась кратким молебном. После чего с приветственным словом к участникам обратилась игумения Маргарита (Феоктистова). Матушка пожелала им успехов в работе и сказала, что в наше время, когда возрождаются древние традиции церковного искусства, такие встречи весьма полезны для обмена знаниями и опытом. Игумения Маргарита также отметила, что конференции в Новодевичьем монастыре стали уже доброй традицией, и свидетельством тому – иллюстрированное цветное издание Материалов Первой конференции по золотошвейному искусству, прошедшей в обители в мае 2012 года – которое получат в подарок все участники.

На открытии конференции выступили также Ректор Православного Гуманитарного института «Со-действие» П. Кондратьев и клирик Новодевичьего монастыря священник Максим Янышевский. Доклады первого дня были посвящены изучению памятников древнерусского лицевого шитья XVI-XVII вв.:

На второй день за круглым столом обсуждались современное бытование древней традиции и проблемы преподавания церковной вышивки. Обмен опытом был продолжен в ходе мастер-класса.

В дни работы конференции в Сетунских палатах Новодевичьего монастыря проходила выставка современного лицевого и золотного шитья. Свои работы представили факультеты и отделения церковного искусства Московской и Одесской Духовной Семинарий, Свято-Тихоновского Православного университета, Православного Гуманитарного Института «Со-действие», мастерские Сретенского (Москва), Новодевичьего, Спасо-Бородинского монастырей (Московская епархия), Успенского Никольско-Васильевского (Донецкая епархия) монастырей, мастерские «Убрус» (СПб), «Тавифа» (Ростов-на-Дону), «Колмово» (Новгород). От Московской епархии также приняли участие мастерские Спасского храма (с. Усово) и Троицкого собора (г. Щелково).

Здесь же в Сетунских палатах Православным учебным центром «Русские начала» была представлена экспозиция «Русский народный женский костюм», на которой участники и гости конференции познакомились с образцами исторической реконструкции различных видов женского платья и головных уборов, где была использована традиционная русская народная вышивка крестом и белью, а также бисероплетение и цветная набивка.

Источник

Золотошвейная мастерская

Как все начиналось

Когда в 1994 году Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни в стенах древнего Сретенского монастыря, на обитель было страшно смотреть. Тогда художницы Нонна Ивановна Батытина и Екатерина Михайловна Пушкина, знавшие назначенного сюда отца Тихона (Шевкунова) еще по его служению в Донском монастыре, сделали аналойник с жемчужным крестиком.

золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть картинку золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Картинка про золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

«Все началось с жемчужинки», – говорит Екатерина Михайловна. Тонкая работа с жемчугом станет одной из особенностей изделий созданной потом при монастыре золотошвейной мастерской «Сретение». Возможно, потому что жемчужными окладами на чудотворном образе Успения Пресвятой Богородицы славится Псково-Печерская обитель, в качестве подворья которой изначально и был открыт Сретенский монастырь.

Потом, узнав о том, что первая служба состоится на Сретение Господне, смастерили к празднику воздух и покровцы. На них первая Литургия в возрождаемой Сретенской обители и служилась.

золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть картинку золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Картинка про золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

«Тогда каждый, кто чем мог, стремился помочь монастырю», – вспоминает Нонна Ивановна.

В начале 1990-х годов специального образования по церковному шитью ни у кого не было – никакие курсы для золотошвеек еще не были открыты. Возрождением древнерусского искусства лицевого шитья занимались разве что отдельные реставраторы и искусствоведы. С ними и стали налаживать контакты. Одной из первых откликнулась Инна Исидоровна Вишневская, заведовавшая фондами Музеев Московского Кремля. Там и удалось поработать с памятниками церковного шитья, рассмотреть изнанку в целях реконструкции техники. Хотя для создания первой своей крупной работы отправились в музей-ризницу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Так к престольному празднику следующего 1995 года, в который отмечалось 600-летие перенесения Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву, вышили первое облачение – голубую фелонь, – также расшив ее жемчугом. «Это был подарок нашему духовнику отцу Тихону, возведенному в тот день Святейшим Патриархом Алексием II в сан игумена, а чуть ранее назначенному наместником обители», – комментирует Нонна Ивановна.

День празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери – 8 сентября того памятного юбилейного года – решили считать и днем основания золотошвейной мастерской «Сретение» при получившей уже статус ставропигии Сретенской обители.

Сначала все делалось просто, из подручных материалов: не было средств на приобретение металлических дробниц [1] – так их просто имитировали шитьем; не могли найти бархат нужного цвета – брали, какой есть, и обращались к знакомым текстильщикам-декораторам, чтобы выкрасить ткань так, как того требовала богослужебная палитра праздничных облачений.

Сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33).

Шитье – это прежде всего молитва

Шитье – это прежде всего молитва. Желание трудом рук своих послужить Богу. Когда-то и Пресвятая Дева Мария вышивала для Иерусалимского храма, где херувимы на покрывалах из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти должны были быть, как сказано в Писании, искусною работою (см.: Исх. 26: 1).

золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть картинку золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Картинка про золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

Своего расцвета золотошвейное искусство, унаследованное христианством из Иудейского храмового богослужения, достигло в Византийской империи. Именно тогда, когда богослужение для ромеев было на первом месте, и создавались лучшие, в том числе из дошедших до нас, катапетасмы (то есть алтарные завесы), плащаницы, литургические воздухи, облачения – их и стали наряду с известными им ранее древнерусскими образцами брать за основу сретенские золотошвейки.

золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть картинку золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Картинка про золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря Архимандрит Алипий (Воронов) Особенности византийского стиля стали узнаваемыми чертами и их работ: красота композиции, ясность рисунка, простота техники (здесь не используется сложных прикреп [2] ) и, наконец, обилие в вышивке золота. Золото – цвет инобытия. «В Царстве Небесном, – как отмечал выдающийся иконописец наших времен “великий наместник” Псково-Печерской обители архимандрит Алипий (Воронов), – небеса – золотые!»

Используемые в мастерской «Сретение» нити с содержанием натурального золота, как и драгоценные и полудрагоценные камни, применяемые для украшения богослужебных предметов, стоят дорого. Поэтому так же, как это искони было в Византии и на Святой Руси, принимаются вклады, и имена благодетелей вышиваются по краям пелен или покровцов. Все, что делается для Церкви, делается так, чтобы служило в веках, – так что и имена поминаются за богослужениями столетиями.

Кто-то вкладывает средства, другие – свои таланты, тепло своих натруженных рук…

Костяк творческого коллектива мастерской «Сретение» все это время неизменно составляли три художницы: Нонна Ивановна Батытина, Екатерина Михайловна Пушкина и Ирина Ивановна Шляндина.

«Мы так сработались, что каждый из нас дополняет друг друга. Нонна Ивановна, например, может сразу представить то, как работа, за которую мы только принимаемся, будет выглядеть в итоге. Это очень важно, потому что большие работы мы можем вышивать по фрагментам с участием многих вышивальщиц годами. Без этого целостного видения можно уйти в детализацию, а общая композиция рассыплется или работа, допустим, не соберется по цветам… – это все сфера компетенции нашей руководительницы. А Ирина Ивановна у нас мастер по вышивке ликов», – охотно рассказывает про коллег Екатерина Михайловна, у которой, кроме того, что она и сама замечательная художница, удивительный дар общения.

золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть картинку золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Картинка про золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

В мастерской очень теплая, подлинно христианская атмосфера созидания и взаимного принятия друг друга.

За почти уже четверть века существования мастерской «Сретение» ее состав был то исключительно профессиональным, то при выполнении больших работ привлекались помощницы. Так, 15 вышивальщиц потребовалось пригласить, чтобы справиться за два года с вышивкой первосвятительского облачения Святейшего Патриарха Алексия II к празднованию 2000-летия христианства.

К празднованию 2000-летия христианства вышили облачение для Патриарха Алексия II

золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть картинку золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Картинка про золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

Это облачение Патриарха – одна из редких работ, выполненных для приношения в дар. Также в Сретенской мастерской разработали и вышили для Преображенского храма Резиденции Святейшего Патриарха Алексия II в Переделкино Успенскую Плащаницу Пресвятой Богородицы с лилиями.

Выполнили в мастерской и несколько исторических работ: например, для Арзамасского музея русского патриаршества воссоздали ряску Патриарха Никона, а для Пушкинского музея – элементы шитья в дворянском интерьере. (Екатерина Михайловна является представительницей рода А.С. Пушкина, а авторы экспозиции хотели, чтобы в ее создании приняли участие прямые потомки.)

золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть картинку золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Картинка про золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

Однако основные работы мастерской, в том числе реконструкции, делались, конечно, для Сретенской обители.

Так, Нонна Ивановна нашла и восстановила прориси литургического комплекта, принадлежащего Сретенскому монастырю в XVII веке. Сейчас это уже известные по службам в еще древнем монастырском храме жемчужные на красном бархате воздух и покровцы.

золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Смотреть картинку золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Картинка про золотошвейные курсы новодевичьего монастыря. Фото золотошвейные курсы новодевичьего монастыря

«Помню, нас много, ставим в центре мастерской на подрамнике это фантастически красивое полотно и все вместе шьем. Все друг друга знают, помогают одна другой», – вспоминает вышивальщица из прихожанок Елена Ивановна Дешко.

Это было уже в то время, когда в работе мастерской пригласили участвовать всех желающих. Просто повесили рядом с расписанием богослужений объявление, кого-то пригласили лично…

«А вы не хотите вышивать?» – спросила как-то Екатерина Михайловна у молодой женщины, бегло скользящей глазами по объявлениям у монастырского храма, в том числе о наборе в золотошвейную мастерскую. «Не люблю», – сказала, как отрезала, та. «Вы приходите, попробуйте», – тем не менее услышала в ответ. И сейчас уже та, что согласилась, жизни своей не мыслит без золотошвейной мастерской «Сретение».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *