7 вода на киселе почему так говорят
Седьмая (десятая) вода на киселе
(значение фразеологизма) — об отдалённом родственнике.
На Руси, в старину, приготовляли мучной кисель — студенистое блюдо из полузаквашенных отрубей, которые неоднократно промывали водой и процеживали. Первая вода была густая. Чем больше кисель промывали, тем менее густая была вода. Понятно, что различие между первой и седьмой (десятой) водой было очень большое. Отсюда и происхождение выражения.
В словарях
— дальняя родня (чуть не по Адаму) ( Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.) Михельсона М. И. )
Примеры
«Он? Ха-ха. Вы смеетесь? Откуда вы это взяли? Он троюродный брат моей мачехи! Десятая вода на киселе! Нашему слесарю двоюродный кузнец»
«То-то же, братец! Хоть ты и седьмая вода на киселе, а все-таки родственник; имеешь больше свободы, чем просто знакомый; можешь иногда, как будто по забывчивости, лишний раз ручку поцеловать, ну, там глазами что-нибудь.»
«Юлия. Какая я ему родня! Седьмая вода на киселе, да и то по муже.»
«Да наследники-то какие: троюродные, седьмая вода на киселе.»
«. да всего, чтоб к Рождеству послать столько-то четвертей родне, «седьмой воде на киселе«. «
Что по седьмой жене ты царский шурин.
Мельников
В Сибири. родство, свойство и кумовство считается. чуть не до двадцатого колена. Седьмая вода на киселе, десятая вода на квасине и всякая с боку припека из роду из племени не выкидается.
Диссертацию написал о правах седьмой воды на киселе в порядке наследования по закону.
Ей-богу не знаю, как и чем я родня ему: кажется, седьмая вода, может быть, даже и не на киселе, а на чем-нибудь другом. Просто-запросто, я называю его дядюшкой: он откликается.
Про седьмую воду на киселе
Почему так говорят: «седьмая вода на киселе», «места не столь отдаленные» и «не от мира сего». Давайте разберемся
Выражение «места́ не сто́ль отдалённые» пришло к нам из российского законодательства до 1917 г., в котором это выражение фигурировало в качестве официального термина.
По закону, ссылка в Сибирь была двух видов: тяжелое наказание заключалось в направление преступника «в отдалённые места Сибири», а менее тяжелый вид наказания соответствовал отправке «в не столь отдалённые места Сибири».
Эта формулировка прочно вошла в русский язык второй половины XIX века. А позже эти слова стали употребляться как бы по инерции — применительно уже не к ссылке, а к тюремному заключению.
На самом деле это евангельское выражение. Слова «Царство Моё не от мира сего. » принадлежат Иисусу.
В Новом Завете выражение имеет несколько иное толкование. Иисус хотел сказать, что его «царство» находится не на земле, а на Небе, и не подчинено земным законам и традициям.
Интересная история и у выражения «седьма́я вода́ на киселе́», которое сейчас означает очень далекое и может быть даже эфемерное родство.
Раньше кисель готовили так: размельчённое зерно заливали горячей водой для закисания и брожения; эту смесь цедили и варили. Остывший кисель получался таким густым, что его резали ножом.
Зерно не выкидывали, замачивали повторно. А затем еще несколько раз. Экономя на всем. Седьмое замачивание или седьмая вода была уже совсем и не киселём вовсе. Эти наблюдения и отразились в выражении.
Что означает это выражение и каково происхождение выражения «седьмая вода на киселе»?
САМЫЙ ЛУДШИЙ АТВЕД У МИНЯ!
«. Причём здесь вода, кисель и процесс приготовления?» А притом, что выражение седьмая вода на киселе является по своей родословной переносно-метафорическим производным — в гипербольном виде — свободного сочетания слов, обозначавших давние русские кулинарные реалии. Дело в том, что и кисель здесь не привычное для нас третье сладкое блюдо (оно пришло к нам из Европы), и вода очень к месту. Раньше кисель делали не фруктовым и не с помощью крахмала из картошки. Это был мучной кисель, приготовляемый прежде всего из овсяной муки, студенистое блюдо из полузаквашенных отрубей, которые неоднократно (конечно, не семь раз) промывали водой и процеживали. Ясно, что седьмая вода на киселе была очень далека от первой, когда отруби только начинали промывать. Вот это и послужило основой для метафоры.»
http://community.livejournal.com/ru_etym.
«. Причём здесь вода, кисель и процесс приготовления?» А притом, что выражение седьмая вода на киселе является по своей родословной переносно-метафорическим производным — в гипербольном виде — свободного сочетания слов, обозначавших давние русские кулинарные реалии. Дело в том, что и кисель здесь не привычное для нас третье сладкое блюдо (оно пришло к нам из Европы), и вода очень к месту. Раньше кисель делали не фруктовым и не с помощью крахмала из картошки. Это был мучной кисель, приготовляемый прежде всего из овсяной муки, студенистое блюдо из полузаквашенных отрубей, которые неоднократно (конечно, не семь раз) промывали водой и процеживали. Ясно, что седьмая вода на киселе была очень далека от первой, когда отруби только начинали промывать. Вот это и послужило основой для метафоры.»
http://community.livejournal.com/ru_etym.
Мадам, а с какой целью Вы задаете такие вопросы?
1.Действительно не знаете и хотите узнать.
Сомнительно. С Вашей-то начитанностью…
2.Проводите конкурс, чтобы узнать эрудицию окружающих.
Забавно. Люди умеют пользоваться поиском.
Так что, если вдруг действительно не знаете какого-либо выражения, то идите Вы в Гугл, мадам, идите в Гугл.
седьмая вода на киселе
Смотреть что такое «седьмая вода на киселе» в других словарях:
седьмая вода на киселе — См … Словарь синонимов
Седьмая вода на киселе — КИСЕЛЬ, я ( ю), м. Студенистое жидкое кушанье. Молочный, клюквенный, овсяный к. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
седьмая вода на киселе — о человеке, находящемся в крайне отдаленном родстве с кем либо. Происхождение этого оборота связано с изготовлениям киселя, представляющего собой жидкую студенистую массу. Если кисель долго стоит, то он теряет свои вкусовые качества и на нем… … Справочник по фразеологии
Седьмая вода на киселе — См. Девятая вода на киселе … Большой словарь русских поговорок
седьмая вода на киселе — О дальних родственниках … Словарь многих выражений
Девятая (десятая, седьмая) вода на киселе — Народн. Ирон. Об очень дальнем родственнике, отдалённом родстве. Ф 1, 68; ДП, 389; БТС, 139; ЗС 1996, 281; Жиг. 1969, 173; ФСРЯ, 73; БМС 1998, 86; СПП 2001, 21 … Большой словарь русских поговорок
Седьмая (десятая) вода на киселе — Разг. Экспрес. Очень дальний родственник. Да наследники то какие: троюродные, седьмая вода на киселе (Гончаров. Обломов). Объясните мне хорошенько ваше родство с князем! Вы называете его дядей? Ей богу не знаю, Марья Александровна, как и чем я… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Седьмая вода на гуще (на гущенке) — Перм. Ирон. То же, что девятая вода на киселе. Сл. Акчим. 1, 138 … Большой словарь русских поговорок
десятая вода на киселе — нашему забору двоюродный плетень, нашему слесарю двоюродный кузнец, седьмая вода на киселе, четвероюродный, родственник Словарь русских синонимов. десятая вода на киселе сущ., кол во синонимов: 5 • … Словарь синонимов
вода — сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? воды, чему? воде, (вижу) что? воду, чем? водой, о чём? о воде; мн. что? воды, (нет) чего? вод, чему? водам, (вижу) что? воды, чем? водами, о чём? о водах вода как жидкость 1. Вода это… … Толковый словарь Дмитриева
Седьмая вода на киселе: сколько степеней родства существует у русских
Современному человеку крайне сложно разобраться в старинных правилах, по которым строятся родственные связи. Все эти невестки, свекрови, тещи, золовки и девери слышатся нам настоящей путаницей. А уж кто такие вуйны, стрыи и дщеричи — то и вовсе позабыто. А кем бы они нам приходились на современный манер?
Виды родства
Люди в нашей стране издавна различали три вида родства.
Прежде всего, это кровное родство, основанное на связи родителей и детей. Кровные родственники определяются нисходящими линиями от дедов и прадедов (бабок и прабабок) к внукам и правнукам. Непрямая кровная родня – это родня «по горизонтали» — братья, сестры, двоюродные и троюродные и т.д.
Другой вид родства – это свойство. Свойством называют родство, основанное на браке. Муж и жена ведь не родственники друг другу. Но в результате брака возникает и свойство. Тещи и тести, свекры и свекрови, золовки и шурины – все эти родственники возникают в результате брака, и того, что семьи, до сих пор не родственные, породнились.
И, наконец, третий вид родства, сейчас уже почти забытый, это духовное родство, или кумовство. Кумовьями становились крестные родители одного ребенка. Кумовьями считали себя и родные родители ребенка по отношению к крестным, и наоборот.
Степени родства
Степени родства определяются количеством поколений. Первая степень — это родители и их дети. Вторая – деды (бабки) и внуки. Третья – прадеды и правнуки, а так же дядья (тетки) и племянники. Четвертая степень родства – это двоюродные: дед и внучатые племянники, двоюродные братья и сестры. Пятая степень – двоюродный дядя (тетя) и двоюродные племянники, шестая – троюродные братья и сестры.
Седьмая степень родства – самая далекая. Четвероюродных братьев и сестер не только сейчас, но и в старину близкими родственниками не считали. Не случайно бытует выражение «седьмая вода на киселе», обозначающее очень далекую, седьмую степень родства. Иногда говорят и так: «вплоть до седьмого колена». Родню свою полагалось знать до седьмого колена. Библейские проклятия простирались тоже до седьмого колена, дальше уже не действовало, родственная связь заканчивалась.
На что это влияло
Одно из основных ограничений, налагаемых кровными узами – это возможность выбора жениха или невесты. Браки с кровной родней безусловно запрещались. Но при этом степень «запретного» родства варьировалась. В средние века на Руси действовала византийская норма, принятая в XII веке при Патриархе Луке Хрисоверге, запрещавшая браки вплоть до седьмой степени родства. Впрочем, соблюдалось это не всеми и не всегда. В начале XIX столетия Святейший Синод, чтобы как-то упорядочить ситуацию, запретил браки вплоть до четвертой степени родства (включительно). То есть, троюродные, как тогда говорили, кузены и кузины, пожениться уже могли. Таким образом, родство пятой степени очень близким уже не считалось.
При этом свойство тоже считалось препятствием для брака, так же, как и кумовство. Например, мужчина никак не мог жениться на овдовевшей супруге своего шурина, крестные мать и отец одного ребенка тоже и мечтать не смели о супружестве.
В наши дни законодательство изменилось. Закон безусловно запрещает браки между родителями и детьми, дедушками, бабушками и внуками, между родными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными. Во всех остальных случаях брак может быть заключен. Например, между двоюродными братом и сестрой или даже между дядей и племянницей. Общество такие союзы, разумеется, осуждает, но законодательных препятствий для них нет.