икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве

35 лет на службе русским святым

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Служба Всем святым в Земле Русской просиявшим

В мае 1935 года, сразу после открытия метро, в сталинской Москве случился необычный крестный ход. Епископ Афанасий (Сахаров) с иконой всех русских святых проехал первую и единственную тогда ветку от «Сокольников» до «Парка Культуры», читая при этом молитвы на освящение нового столичного вида транспорта. А ведь тогда, этот безобидный по нынешним временам поступок, мог стоить ему жизни.

икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть картинку икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Картинка про икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве

Выбор иконы был не случаен. Владыка Афанасий имел прямое отношение к ее написанию. Он также почти тридцать пять лет составлял службу Всем святым в Земле Русской просиявшим, и именно ему мы во многом обязаны возрождением в нашей стране этого древнего православного праздника.

День всех святых в Земле Российской просиявших

Этот праздник Церковь отмечает каждый год во второе воскресенье после дня Святой Троицы. Так, например, в 2021 году память всех святых в Земле Русской просиявших отмечается 4 июля.

Изначально праздник появился в церковном календаре еще в XVI веке, когда с подачи знаменитого митрополита Макария состоялась канонизация многих русских святых. Однако тогда традиция празднования не прижилась — Смутное время и реформы Патриарха Никона (о Патриархе Никоне в «Фоме» писал Дмитрий Володихин) привели к разрыву в русской церковной традиции, и праздник так и не закрепился в календаре.

Исправить ситуацию попытался Поместный Собор 1917-18-го годов. В эпоху новых гражданских нестроений молитвенная помощь святых русской земли была как никогда кстати. Собор принял решение восстановить день всех российских святых в церковном календаре, а епископ Афанасий (Сахаров) начал работать над составлением нового богослужения.

Отчасти он использовал старые тексты XVI века, но в результате из них было взято лишь несколько песнопений. В значительной степени служба писалась владыкой Афанасием фактически с нуля.

Работа шла медленно, чему виной были внешние обстоятельства. Епископ Афанасий прошел через годы тюрем и ссылок, за 33 года своего епископства он, по его собственным словам: «был на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел — 32 месяца, в изгнании — 76 месяцев, в узах и на горьких работах — 254 месяца. » Работу над текстом службы русским святым епископ Афанасий закончил лишь в 1953 году. После этого до самой смерти в 1962 году редактировал и дополнял его.

Впервые отредактированная и дополненная епископом Афанасием служба была напечатана в майской минее (сборнике служб святым) в 1987 году. Позднее она также дорабатывалась, но уже незначительно: например, в текст службы вносились новые имена. А в 2000 году ее автор стал ее «адресатом»: владыка Афанасий был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских, а значит пополнил и Собор всех святых в земле Русской просиявших.

Служба всем святым в Земле Русской просиявшим

Полный текст службы всем святым в Земле Русской просиявшим доступен здесь

Текст, составленный епископом Афанасием, — это удивительная «словесная икона» гонимой Русской Церкви ХХ века. В стихирах на Литии преследуемая земная Церковь просит русских святых помолиться Богу за страдающую Родину и православных христиан, которые живут сейчас как гонимые и нагие пленники на чужой земле:

Глас 5. Подо́бен: Ра́дуйся: Прииди́те, Небе́снии предста́телие на́ши, к нам,/ ва́шего тре́бующим ми́лостивнаго посеще́ния,/ и изба́вите озло́бленныя мучи́тельскими преще́нии/ и лю́таго неи́стовства неве́рных,/ от ни́хже, я́ко пле́нницы и на́зи, гони́ми есмы́,/ от ме́ста на ме́сто ча́сто преходя́ще/ и заблужда́юще в верте́пех и гора́х./ Уще́дрите у́бо, прехва́льнии,/ и да́руйте нам осла́бу,/ утоли́те бу́рю/ и угаси́те е́же на ны негодова́ние,/ Бо́га моля́ще,/ подаю́щаго ва́ми земли́ на́шей ве́лию ми́лость.

В конце Великой вечерни можно услышать потрясающие по красоте и смыслу стихиры, написанные митрополитом Сергием (Страгородским) и автором службы XVI века русским святым инока Григория.

В текстах службы упоминается лишь маленькая часть русских святых, поскольку лишь одно перечисление имен русских подвижников может занять несколько часов, в чем можно убедиться, открыв синодик русских святых (текст синодика по версии 2006 года сайта pravoslavie. ru), который читается в этот день в некоторых православных храмах.

Икона всех Русских святых монахини Иулиании (Соколовой)

Мария Николаевна Соколова (в монашестве Иулиания) начала писать икону «Собор всех святых, в Земле Русской просиявших» в 1930-х годах по благословению священноисповедника Афанасия (Сахарова). О каждом святом, который попал на образ, иконописец искала информацию по житиям и другим источникам, чтобы найти точное подобие иконописного изображения.

Владыка Афанасий подробно описал замысел этой иконы. На ней изображены Киев и Москва. Первый город — как основание русского Православия, а второй — как его сердцевина. На иконе также изображен Успенский собор Московского кремля как главная святыня, три иконы Богородицы, связанные с Русью — Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых.

Образ, написанный монахиней Иулианией в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней было физически невозможно изобразить всех русских святых (даже без учета новомучеников), и перед нами скорее образ святости, чем буквальное изображение всех русских святых.

Источник

Собор всех святых, в земле Русской просиявших

Дни памяти

Житие

Всех Свя­тых, в Зем­ле Русской про­си­яв­ших, Неде­ля – 2-е вос­кре­се­нье по­сле празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы, по­свя­щен­ное празд­но­ва­нию па­мя­ти всех рус­ских свя­тых.

Идея со­бор­но­го празд­но­ва­ния па­мя­ти рус. свя­тых по­яви­лась в сер. XVI в., по­сле про­слав­ле­ния сон­ма рус. свя­тых на Мос­ков­ских Со­бо­рах 1547 и 1549 гг. Пер­вая служ­ба в честь «но­вых рос­сий­ских чу­до­твор­цев» бы­ла со­став­ле­на Гри­го­ри­ем, ино­ком суз­даль­ско­го Спа­со-Ев­фи­ми­е­ва мон-ря, и пред­на­зна­ча­лась для пе­ния 17 июля; этот день стал пер­во­на­чаль­ной да­той празд­но­ва­ния Со­бо­ра рус­ских свя­тых. Служ­ба пе­ре­пи­сы­ва­лась в ру­ко­пи­сях (Сер­гий (Спас­ский). Ме­ся­це­слов. Т. 1. С. 385), но не во­шла в пе­чат­ные мос­ков­ские из­да­ния бо­го­слу­жеб­ных книг XVI–XVII вв. С кон. XVIII в. она из­да­ва­лась ста­ро­об­ряд­че­ски­ми ти­по­гра­фи­я­ми (Кра­ков, Б. г.; Грод­но, 1786, 1789; Су­п­расль, 1786, 1787; М., 1911). По­сле XVII в. это празд­но­ва­ние со­хра­ня­ет­ся толь­ко в ста­ро­об­ряд­че­ской сре­де и со­вер­ша­ет­ся в неде­лю (т. е. в вос­кре­се­нье) по­сле па­мя­ти прор. Илии (20 июля). По­сле­до­ва­ние вклю­ча­ет тро­парь 3-го гла­са: «Пре­чест­ная вер­ста Бо­гом воз­люб­лен­ная, от­цы преб­ла­жен­нии», кондак 8-го гла­са, на по­до­бен «Яко на­чат­ки»: «Яко бла­го­че­стия про­по­вед­ни­ки и нече­стия обуз­да­те­ли», ка­нон 8-го гла­са, ир­мос: «Песнь воз­слем, лю­дие», нач.: «Вси пес­нь­ми ду­хов­ны­ми, иже по­стом про­си­яв­шая». По певч. ру­ко­пи­сям с XVII в. из­вест­ны рас­пе­тые сти­хи­ры (слав­ни­ки) из этой служ­бы. На­бор из слав­ни­ков (обыч­но 6) устой­чи­во при­во­дит­ся в ру­ко­пи­сях по­мор­ской тра­ди­ции (Пев­че­ские кни­ги. 2001).

Ок. 1643 г. иером. Ме­ле­тий Си­риг, про­то­син­келл К-поль­ско­го пат­ри­ар­ха, по прось­бе митр. Пет­ра (Мо­ги­лы) на­пи­сал служ­бу «пре­по­доб­ным от­цам Ки­е­во-пе­чер­ским и всем свя­тым, в Ма­лой Рос­сии про­си­яв­шим», т. е. укр. ана­лог служ­бы в честь Всех Рус­ских свя­тых. В кон. 40-х гг. XVII в. по об­раз­цу служ­бы иером. Ме­ле­тия со­ло­вец­кий иером. Сер­гий (Ше­ло­нин) на­пи­сал служ­бу «всем свя­тым, иже в Ве­ли­цеи Ро­сии в по­сте про­си­яв­шим» (из­вест­на по един­ствен­ной ркп. XVII в. – РНБ. Сол. 877/987). Несмот­ря на на­зва­ния, служ­бы иеро­мо­на­хов Ме­ле­тия и Сер­гия по­свя­ще­ны не толь­ко пре­по­доб­ным, но и свя­тым, про­слав­лен­ным в др. ли­ках; на­зва­ния обу­слов­ле­ны тем, что обе служ­бы со­став­ле­ны по об­раз­цу служ­бы в честь Всех пре­по­доб­ных от­цов в Сы­ро­пуст­ную суб­бо­ту (Пан­чен­ко. 2004). Боль­шо­го рас­про­стра­не­ния в бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке по­сле­до­ва­ния, со­став­лен­ные иеро­мо­на­ха­ми Ме­ле­ти­ем и Сер­ги­ем, не по­лу­чи­ли.

По­ми­мо гим­но­гра­фи­че­ских про­из­ве­де­ний, для служ­бы рус. свя­тых со­зда­ва­лись че­тьи тек­сты. Так, инок Гри­го­рий Суз­даль­ский на­пи­сал «По­хваль­ное сло­во» в честь но­вых чу­до­твор­цев (Ма­ка­рий, ар­хим. 1997), иером. Сер­гий (Ше­ло­нин) – «По­хваль­ное сло­во рус­ским пре­по­доб­ным» (Пан­чен­ко. 2003).

Совр. празд­но­ва­ние Всех Свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, бы­ло уста­нов­ле­но по ре­ше­нию По­мест­но­го Со­бо­ра Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1917–1918 гг. На за­се­да­нии 7 (20) авг. был за­слу­шан до­клад проф. Б.А. Ту­ра­е­ва о празд­но­ва­нии па­мя­ти всех свя­тых, но­вых чу­до­твор­цев рос­сий­ских (Де­я­ние 146 – Со­бор 1918. Де­я­ния. Т. 10. С. 146–147). В до­кла­де был сде­лан крат­кий об­зор ис­то­рии служ­бы но­вым рос­сий­ским чу­до­твор­цам, при­ве­де­ны при­ме­ры по­доб­ных служб (вет­хо­за­вет­ным пра­от­цам, пре­по­доб­ным афон­ским и др.) и пред­ло­же­но вос­ста­но­вить празд­но­ва­ние па­мя­ти рус. свя­тых в вос­крес­ный день по­сле па­мя­ти Всех свя­тых неде­ли по при­ме­ру па­мя­ти афон­ских по­движ­ни­ков, от­ме­ча­е­мой на Св. Го­ре. За­слу­шав до­клад, Со­бор опре­де­лил вос­ста­но­вить празд­но­ва­ние дня па­мя­ти всех рус. свя­тых в 1-е вос­кре­се­нье Пет­ро­ва по­ста, а со­от­вет­ству­ю­щее по­сле­до­ва­ние (ос­но­ван­ное на по­сле­до­ва­нии ино­ка Гри­го­рия, но ис­прав­лен­ное и до­пол­нен­ное Выс­шим Цер­ков­ным Управ­ле­ни­ем) на­пе­ча­тать в кон­це Цвет­ной Три­о­ди. Ста­тьи бы­ли пе­ре­да­ны в Ре­дак­ци­он­ный от­дел Со­бо­ра и при­ня­ты с неболь­ши­ми по­прав­ка­ми 13 (26) авг. (Де­я­ние 150 – Там же. С. 216-217). До­пол­не­ние и ис­прав­ле­ние служ­бы бы­ло по­ру­че­но Ту­ра­е­ву и иером. Афа­на­сию (Са­ха­ро­ву) (впосл. епи­скоп, свя­щен­но­ис­по­вед­ник). Служ­ба бы­ла по­чти пол­но­стью пе­ре­пи­са­на, из ста­рой оста­лось лишь неск. пес­но­пе­ний. Пер­во­на­чаль­ный ва­ри­ант служ­бы из­да­ли бро­шю­рой граж­дан­ской пе­ча­ти в Москве в 1918 г.; из­да­ние от­ли­ча­лось боль­шим ко­ли­че­ством опе­ча­ток. Свя­щен­но­исп. Афа­на­сий ре­дак­ти­ро­вал служ­бу в про­дол­же­ние всей жиз­ни. Сле­ду­ю­щее из­да­ние ее вы­шло в Москве в 1946 г. Окон­ча­тель­ный текст служ­бы, бо­лее пол­ный по срав­не­нию с тек­стом пер­вых из­да­ний, был вы­пу­щен в со­ста­ве Ми­ней, под­го­тов­лен­ных Мос­ков­ской пат­ри­ар­хи­ей в 1978-1989 гг. (Ми­нея. (МП). Май. Ч. 3. С. 308-387; см. так­же: Служ­ба. 1995). Служ­ба име­ет мно­го осо­бен­но­стей, обу­слов­лен­ных же­ла­ни­ем свя­щен­но­исп. Афа­на­сия вы­де­лить ее в кру­ге празд­ни­ков РПЦ; она вклю­ча­ет из­бы­точ­ный гим­но­гра­фи­че­ский ма­те­ри­ал, что поз­во­ля­ет со всей пол­но­той со­вер­шать ее как в вос­крес­ный, так и в буд­ний день. Нек-рые осо­бен­но­сти со­став­лен­ной свя­щен­но­исп. Афа­на­си­ем служ­бы не вполне тра­ди­ци­он­ны: по­имен­ное пе­ре­чис­ле­ние всех рус. свя­тых на ли­тии не име­ет ана­ло­гов в древ­них служ­бах (а по­сле про­слав­ле­ния сон­ма но­во­му­че­ни­ков на Ар­хи­ерей­ском юби­лей­ном Со­бо­ре 2000 г. ста­ло прак­ти­че­ски неосу­ще­стви­мым), со­еди­не­ние 3 ве­ли­ча­ний, об­ра­щен­ных к Бо­гу, Бо­жи­ей Ма­те­ри и ко всем рус. свя­тым, не на­хо­дит со­от­вет­ствия в Ти­пи­коне.

По­ме­щен­ное в Ми­нее по­сле­до­ва­ние вклю­ча­ет тро­па­ри 8-го гла­са: «Яко­же плод крас­ный Тво­е­го спа­си­тель­но­го се­я­ния» и 4-го гла­са: «Иеру­са­ли­ма выш­ня­го граж­да­ны»; кондак 3-го гла­са, на по­до­бен «Де­ва днесь»: «Днесь лик свя­тых, в зем­ли на­шей Бо­гу уго­див­ших»; ка­нон утре­ни 8-го гла­са (ир­мос: «В черм­нем фа­ра­о­на с ко­лес­ни­ца­ми по­гру­зил еси», нач.: «Вси в пес­нех ду­хов­ных вос­по­им со­глас­но»); ма­лый мо­леб­ный ка­нон, со­став­лен­ный по по­до­бию мо­леб­но­го ка­но­на Бо­го­ро­ди­це 8-го гла­са (ир­мос: «Во­ду про­шед яко су­шу», нач.: «Мно­ги­ми со­дер­жи­ми на­пастьми, к вам при­бе­га­ем»); бо­лее 10 са­мо­глас­нов, 3 цик­ла по­доб­нов, а так­же цик­лы сти­хир на ли­тии, на ве­черне и на елео­по­ма­за­нии в кон­це утре­ни, вклю­ча­ю­щие по­доб­ны всех гла­сов. Па­ре­мии ве­чер­ни: Ис.49:8-15, Сир.44:1-14, Прем.3:1-9; Еван­ге­лие утре­ни: Мф.4:25-5:12; чте­ния ли­тур­гии: про­ки­мен из Пс.15, Кол.3:20-4:3 (или Евр.11:33-12), ал­ли­лу­и­а­рий со сти­ха­ми Пс.43, Лк.12:32-40 (или Мф.4.25-5:12), при­ча­стен Пс.149:4; по­ми­мо про­че­го, в со­став служ­бы вхо­дят осо­бые тро­па­ри на бла­жен­нах.

Служ­ба поль­зу­ет­ся боль­шой по­пуляр­но­стью (хо­тя, как пра­ви­ло, нек-рые ее ча­сти – мо­леб­ное пе­ние на­ка­нуне, ряд пес­но­пе­ний и др. – на прак­ти­ке со­кра­ща­ют­ся или опус­ка­ют­ся), нек-рые ее тек­сты (напр., сти­хи­ры по­доб­ны «Зем­ле рус­ская») во­шли в чис­ло наи­бо­лее из­вест­ных и лю­би­мых в Рус­ской Церк­ви.

Ли­те­ра­ту­ра: Спас­ский И. Пер­вая служ­ба Всем Рус­ским Свя­тым и ее ав­тор // ЖМП. 1949. № 8. С. 50–55; Служ­ба Всем Свя­тым, в зем­ле Рус­ской про­си­яв­шим. М., 1995; Ма­ка­рий (Ве­ре­тен­ни­ков), ар­хим. Эпо­ха но­вых чу­до­твор­цев: (По­хваль­ное сло­во но­вым рус. свя­тым ино­ка Гри­го­рия Суз­даль­ско­го) // АиО. 1997. № 2 (13). С. 128–144; Пев­че­ские кни­ги вы­го­лек­син­ско­го пись­ма. XVIII – 1-я пол. XIX в. / Сост. Ф. В. Пан­чен­ко. СПб., 2001. (Опи­са­ние РО Б-ки РАН; Т. 9. Вып. 1); Ка­зан­це­ва Г. Е. Осо­бен­но­сти цер­ков­но­слав. язы­ка служ­бы «Всем свя­тым, в Зем­ле Рус­ской про­си­яв­шим» свт. Афа­на­сия (Са­ха­ро­ва) // ЕжБК, 2003. С. 377–380; Пан­чен­ко О. В. Из ар­хеогр. разыс­ка­ний в об­ла­сти со­ло­вец­кой книж­но­сти: I. «По­хваль­ное сло­во рус. пре­по­доб­ным» – соч. Сер­гия Ше­ло­ни­на: Во­прос ат­ри­бу­ции, да­ти­ров­ка, ха­рак­те­ри­сти­ка авт. ре­дак­ций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 547–592; он же. Из ар­хеогр. разыс­ка­ний: II. «Ка­нон всем свя­тым, иже в Ве­ли­цеи Ро­сии в по­сте про­си­яв­шим» – соч. Сер­гия Ше­ло­ни­на // ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 453–480.

А.А. Лу­ка­ше­вич
Ста­тья из т. 9 «Пра­во­слав­ной эн­цик­ло­пе­дии». Москва, 2005 г.

Источник

История происхождения иконы Всех святых, кто изображен и в чем помогает

Для того чтобы вознести хвалу и просить помощи, нужно обращаться к иконе всех святых. Это самое сильное изображение всего воинства Господня, поэтому и придет на помощь человеку не только Иисус Христос, но и архангелы вместе с Божьей Матерью, патриархи церкви, страстотерпцы, церковные учителя. Пусть нельзя найти лики всех святых Небесного Воинства, но они присутствуют символически на картине.

История происхождения

Собрание, или Собор, всех святых изображать начали на иконах с 10-го века. Людей, претерпевших за религию муки, несущих учение Христово в народ, почитали всегда, еще на заре православия. Празднование иконы приходится на следующее за Троицей воскресение. Ведь именно святые люди: мученики, праведники, вселенские учителя, бессребреники, юродивые — способствуют расцвету и росту православия в мире.

Написаны образы святых на иконе в разные года, имея незначительные отличия друг от друга. Основной момент, изображенный на картине, — это Страшный суд, через который проходят как верующие люди, так и атеисты. На самом верху иконы те, кто вершит суд: Святая Троица.

Описание и значение в православии

Иконописный образ всех святых относят к самым древним. Писался он на Афоне, Святой горе еще в V-VII веке. Особенностью изображения Собора всех святых является то, что в центре или посередине находится Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух, написанный в виде голубя. Дальше расположена фигура Божьей Матери, держащей младенца. Соблюдается иерархия изображения святых, архангелов, страстотерпцев.

Большое значение имеет икона для верующих. К ликам всех святых обращаются верующие, моля об исцелении от недугов, разрешении семейных конфликтов, помощи в принятии важных решений. Собор всех святых помогает следовать правилам богоугодного житья людям, находящимся в любом звании и на любом месте. Недаром Христос учит: «Ищите царствия Божия, а все остальное приложится вам».

икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть картинку икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Картинка про икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве

Большой силой наделена икона, поэтому к ней чаще всего обращаются со словами молитвы в праздничные дни. Но и в ежедневном утреннем и вечернем обращении к лику своего покровителя, ангела-хранителя стоит просить о помощи, поддержке в трудную минуту. Празднуется день всех святых в первое воскресенье после Великой Троицы, Пятидесятницы. В этот день молятся на икону, где изображено все воинство Христово.

Лики Христова Воинства, собранные на одной иконе, надо иметь в каждом доме.

Можно обращаться к своему покровителю в день его тезоименитства, но именно в праздник Собора всех святых благодать изливается на молящихся. Находится день на границе перехода богослужений. Песнопения Цветной Триоди заканчиваются в этот период. За ним идет период Октоиха. Переходное время как раз считается благословенным для обращения к Богу и Небесным покровителям.

Кто изображен на иконе

Православные смогут узнать своего святого покровителя на иконе. Если вверху или в центре изображены главы Небесного воинства, то ниже:

икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть картинку икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Картинка про икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве

Все эти категории отнесены к образам, почитаемым православной верой. Их лики можно отыскать на иконе Собора всех святых. В нижней половине таких икон писались разделенные на группы отдельные образы. Рядом можно увидеть Ветхозаветных Апостолов Павла и Петра. Они находятся на образе рядом. Среди мучениц выбирают для иконы Великомученицу Екатерину и Варвару. Все изображения чаще подписываются художником. Не обязательно лик покровителя небесного должен соответствовать привычному образу. Но по важным деталям отыскивают своего ангела-хранителя: или Василия Великого, или Иоанна Крестителя.

О чем просят перед образом

Объединившись Собором на иконе, святые могут помочь верующим, исполнить обращенные к образам просьбы:

икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть картинку икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Картинка про икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве

Но перед тем как молиться иконе всех святых, надо знать правильные слова. Нельзя в свое обращение вставлять желания, противоречащие принципам христианской церкви. Иногда человеку надо пройти ряд испытаний, чтобы найти верный путь в жизни.

Текст молитвы

Обращаться следует к иконе самолично, находясь перед образами Небесного воинства:

«Боже святый и почитаемые во святых! Апостолы Церкви Христианской, вы пророки, вы же провозвестники, вы учителя и пастыри, Святым словом проповедающие. Угодившие различными благодетелями, оставившие образ добрых подвигов, напутствиями нам помогающие!

Вспоминая всех святых и (имя своего покровителя), похваляя их богоугодное житие, тебя, Боже, восхваляю, верую в Твои дарования. Молю Тебя и всех Святых дать мне возможность, грешному, следовать их учению, любви, вере, долготерпению! Уповаю на помощь Твою, Боже, и всех святых, Твою вседействующую благодать! Из глубины души взываю: умолите обо мне Человеколюбца Бога. Да не попустит он блуждать меня по распутиям греха, да просветит мой ум и сердце светом благости Своей!

Небесная со святыми сподобится Слава! Похваляю Пресвятое имя Твое, Отца и Сына, Святого Духа! Аминь!»

А вот Тропарь к иконе всех святых:

«Мученик Твой, обагривший и украсивший кровью Церковь Твою! Обращается к тебе последователь Христа: людям Твоим щедроты Твои ниспошли! Мир жительству Твоему подари! Душам нашим великую милость!»

Источник

Икона Всех святых земли Русской

икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть картинку икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Картинка про икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве

«В песнех восхвалим светила незаходимая Российския земли, таинники Божественнаго Слова, Христа славяще, сих просветившаго и возлюбившаго и помощники нам давшаго в скорби. » (светилен, глас 2, служба Всем святым, в земли Российстей просиявшим), – так прославляет Русская Православная Церковь всех святых, подвизавшихся в российских пределах.

Прекрасный канон Всем святым, в земле Русской просиявшим, был написан святителем-исповедником Афанасием Ковровским (Сахаровым; † 1962). Благоговейный молитвенник и боголюбивый подвижник, он глубоко чтил родных ему по духу праведников, подвизавшихся на российской земле. Именно по его благословению была написана М. Н. Соколовой (впоследствии – мон. Иулиания) икона Всех русских святых. Не позднее конца 1933 – начала 1934 года Мария Николаевна получила от святителя Афанасия благословение на написание для него келейного образа собора святых земли Русской.

В январе – мае 1934 года икона была написана. Этой работе предшествовал продолжительный подготовительный период. Иконография и состав святых подробно обсуждались со святителем Афанасием. «В памяти моей еще живут воспоминания, как писался образ Всех святых, в земле Русской просиявших. Марии в то время было около 30-ти лет, она посмотрела сотни житий святых, сказаний, статей, книг. Подняла огромный иконографический материал. По количеству духовных знаний и труда, вложенных Марией, образ Всех русских святых равен, а возможно, и превосходит любую докторскую диссертацию. Были выполнены сотни эскизов, зарисовок, многие-многие часы проведены в молитвах, раздумьях, сомнениях. » (из воспоминаний В. В. Быкова).

икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть картинку икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Картинка про икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве

Икона Всех святых земли Русской, фрагмент

Образ получился настолько цельным и гармоничным, что трудно поверить в то, что это сравнительно недавно созданная композиция. В верхней части изображены Матерь Божия, св. Иоанн Предтеча, Архангелы, святые Вселенской Церкви, предстоящие Святой Троице, и в то же время молитвенно поддерживающие подвижников и праведников Русской земли. Группы русских святых собраны по землям и включают в себя святителей, мучеников, преподобных, блаженных, предстоящих Богу и покровительствующих не только местам своих подвигов, но и всей Русской земле.

«. Как только открылось в Москве метро, Владыка Афанасий с этой иконой проехал от «Сокольников» до «Парка культуры». И говорил: «Это метро освящено мною иконой Всех русских святых». Я проезжал с этой иконой и прочитал все молитвы на освящение этого метро», – вспоминала келейница Владыки Афанасия Н. С. Фиолентова.

Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, появилась на 20 лет позже иконы, но связано это было прежде всего с тяжелыми обстоятельствами жизни епископа-исповедника, его многолетним пребыванием в узах и заточении. Он закончил свою работу над службой Всем русским святым в 1953 году. В 1954 году келейная икона Владыки Афанасия, написанная М. Н. Соколовой, побывала на первом престольном празднике в Троице-Сергиевой Лавре, в храме в честь этого праздника, расположенном в крипте Успенского собора.

икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть картинку икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Картинка про икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве

Икона Всех святых земли Русской, фрагмент

Он писал по этому поводу Марии Николаевне: «Я был очень утешен тем, что написанная Вами икона Всех Русских святых, первая в этом роде, была на первом храмовом празднике в первом постоянном храме Всех русских святых, созданном в дорогой для всех русских людей Троице-Сергиевой Лавре. Даже сожалею, что тогда не пришла мне мысль о том, чтобы эту святую икону оставить там в качестве храмовой навсегда. Думаю, что там есть уже такая икона, и Вашей же рукой написанная. Но хотелось бы там оставить «первописанную», а не копию. Может, это и устроится? Я очень люблю эту святую икону и дорожу ей, но с радостью уступил бы ее для родной Лавры. Если Вы имеете какие-либо связи с Лаврой, я был бы только благодарен Вам, если бы Вы эту передачу устроили.

Только хотел бы, чтобы на обороте иконы была записана ее история, примерно в таком виде: «Сей святый образ Всех святых, в Земле Русской просиявших, первый в такой (композиции), по благословению и указанию Преосвященнейшего Афанасия, епископа Ковровского, написан в граде Москве иконописцем Марией Николаевной Соколовой, в лето от сотворения мира 7442-е, от Рождества же по плоти Бога Слова 1934-е, в январе-мае месяцам. Освящен сей образ Преосвященнейшим Афанасием после малой вечерни под неделю Всех святых, в Земле Русской просиявших, 27 мая-июня того же года при служении в домовом храме иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Иеракса в селении Лосино-Островской Московской области при участии хора Московского Святителя Николая, что в Кленниках церкви».

Об этой надписи должны знать очень немногие, и после ее написания обратную сторону иконы надо будет обтянуть какой-либо материей. Мне хочется оттенить в надписи, что икона, Вами написанная, первая с таким расположением святых. Раньше Вашей иконы Всех русских святых, но в ином их расположении, есть древняя икона, Вам известная. Она издана частями в альбоме музея Петроградской Духовной Академии. Вторая в таком же роде незадолго до Вашей написана в Старой Руссе протоиереем В. Пылаевым. Теперь она в кабинете Патриарха.

И еще одно замечание по поводу нашей иконы. Ее, кажется, надо будет дополнить двумя изображениями. Я слышал, будто в Алма-Ате хранится предание, что там был Апостол Матфей, только я не знаю точно: евангелист или Матфий, избранный на место Иуды, и что в Желободе (в Средней Азии) хранится и весьма почитается могила праведного Иова. Это все надо хорошенько проверить. И если это верно, то и праведного Иова, и святого Апостола надо изобразить в лике небесных молитвенников о Русской Земле, около пророка Илии и Апостола.

Простите, родная моя, что с первым же письмом я обращаюсь к Вам с просьбами и поручениями. Но все, что касается нашего праздника и нашей иконы, мне очень дорого, и я спешу высказать мои пожелания, ибо не знаю, что породит грядущий день. »

В другом своем письме от 30 сентября 1959 года святитель Афанасий упоминает о том, что «будет в Лавре и митрополит Нестор, который будет искать Вас для переговоров об иконе Всех русских святых. »

икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Смотреть картинку икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Картинка про икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве. Фото икона всех святых в земле российской просиявших в хорошем качестве

Икона Всех святых земли Русской, фрагмент

По свидетельству протоиерея Владимира Воробьева икона Всех русских святых была написана матушкой и для митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова, † 1990), и эта икона находится до сих пор в Прибалтике. Известны иконы собора русских святых, находящиеся в московском Даниловом монастыре, в соборе города Тутаева-Борисоглебска. Две иконы русских святых, написанные матушкой Иулианией – келейная святителя Афанасия и храмовая, написанная для лаврского храма Всех русских святых, до сих пор находятся в Троице-Сергиевой Лавре.

Таким образом монахиней Иулианией было написано не менее пяти икон Всех русских святых. Немного отличаясь в деталях, в целом они сохранили композицию и цветовой строй первоначальной иконы.

Святитель Афанасий отошел ко Господу в 1962 году, а в 2000 году был канонизирован Русской Православной Церковью. В 1981 году упокоилась матушка Иулиания.

Новые и новые святые появляются в соборе русских праведников. Не будем же забывать обращаться к ним в этот особый для Русской Церкви день – праздник Всех русских святых – как к известным нам, так и к оставшимся сокровенными от людей, но известным Богу, сияющим как множество звезд в Царстве Небесном:

«Нощней тьме огустевающей, умножается звездный блеск, и к тому очи заблуждших радостно возводятся. Тако и умножившейся на земли греховней тьме, возведем горе очи наши, братие, и, сияние духовных звезд, землю нашу озаряющих, узревше, к Небесному отечеству потщимся, его же да не лишит Господь нас, грешных, молитвами святых своих. » (седален, глас 7, служба Всем святым, в земли Российстей просиявшим).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *