индивидуальный принцип обучения ориентирован ответ
Индивидуализация педагогического процесса
В педагогической науке индивидуализация определяется как «организация педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа деятельности учитывает индивидуальные различия детей, уровень их развития».
В более узком смысле индивидуализация рассматривается в значении совершенствования самостоятельной работы детей в соответствии с их индивидуальными способностями.
В дошкольном образовании, в связи с проблемой индивидуализации, широкое распространение получил термин «гомогенная» (однородная) группа.
Гомогенные группы могут быть сформированы по различным основаниям: интеллектуальному развитию, способностям, интересам, психологическим особенностям детей и т.д.
Но, наиболее эффективной является организация по принципу комфортности ребенка в обучении. Выделяется три основных типа комфортности ребенка в обучении:
1. Интеллектуальная комфортность, когда объем материала, характер его изложения, уровень сложности, стиль общения ребенка и взрослого соответствуют уровню интеллектуального развития ребенка, он не чувствует, что чего-то не понимает.
2. Темповая комфортность, когда темпы всех видов учебной деятельности в группе соответствуют собственным темпам деятельности ребенка.
3. Социальная комфортность, когда ценностные ориентации группы, мотивы других членов группы соответствуют внутреннему состоянию ребенка.
Т.Е. комфортность ребенка в ДОУ должна обеспечиваться созданием благоприятного психологического микроклимата всего педагогического процесса.
Наряду с понятием «индивидуализация» в дошкольной педагогике используется понятие «индивидуальный подход»
Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в теории дошкольной педагогики:
· Я.А.Коменский считал, что « весь процесс обучения и воспитания необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей».
· К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов инд. подхода к детям, но в то же время высказывал мнение, что в сложном процессе инд. подхода к детям нельзя дать каких-то определенных рецептов и советов. Это творческий характер.
· Н.К.Крупская утверждала «Воспитание направлено на то, что в каждом ребенке развивать все его способности поднять его активность сознательность всесторонне развивать его личность его индивидуальность» Она подчеркивала, что изучение и понимание ребенка – тонкий психологический процесс. Она указывала на возможность познания особенностей детей при анализе их рисунков лепки построек.
· В.В.Розанов считал «принцип индивидуальности» одним из основных принципов образования, краеугольным его камнем.
Таким образом: сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания решаются педагогом посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его особенностей и условий жизни.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и изжитие недостатков.
Основными условиями индивидуального подхода являются:
· органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива
· опора на положительное в характере свойствах личности ребенка ( недопустимо в присутствии ребенка называть его отсталым неразвитым)
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель индивидуально-ориентированного обучения: развитие ребенка как особенного, единичного существа, носителя своеобразных индивидуальных черт, отличающих его от других.
Основной показатель эффективности индивидуально- ориентированного обучения – уровень интеллектуального развития детей: развития наглядно-образного, интуитивного мышления, предпосылок логического мышления.
Принципы развивающего индивидуально-ориентированного обучения:
1. Принцип природосообразности – ориентировка в ходе обучения на внутренний мир ребенка, создание условий для самовыражения и саморазвития каждого участника. Реализации внутреннего потенциала каждого ребенка способствуют внимание, уважение, искреннее выражение чувств взрослым, доверие во взаимоотношениях взрослого с детьми.
2. Принцип свободы выбора: предоставление ребенку права выбрать содержание деятельности, определить ее задачи, подобрать способы их решения, партнера для совместной деятельности; подбор материала и создание условий для самостоятельной деятельности детей.
3. Принцип открытости дидактического процесса: корректировка содержания обучения в зависимости от реальных условий протекания, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей; индивидуализация заданий и условий их выполнения; организация взаимодействия со сверстниками, когда обучающее воздействие взрослого дополняется процессом взаимообучения.
Организация индивидуально-ориентированного обучения дошкольников
Любовь Ковалевская
Организация индивидуально-ориентированного обучения дошкольников
Цель индивидуально-ориентированного обучения: развитие ребенка как единичного существа, носителя индивидуальных черт, отличающих его от других.
Основной показатель эффективности индивидуально-ориентированного обучения— уровень интеллектуального развития детей: развития наглядно-образного, интуитивного мышления, предпосылок логического мышления.
Принципы развивающего индивидуально-ориентированного обучения:
• Реализации внутреннего потенциала каждого ребенка способствуют внимание, уважение, искреннее выражение чувств взрослым, доверие во взаимоотношениях взрослого с детьми.
•Принцип свободы выбора: предоставление ребенку права выбрать деятельность, определить ее задачи, подобрать способы их решения, партнера для совместной деятельности;
•Принцип открытости дидактического процесса: изменение содержания обучения в зависимости от реальных условий протекания, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей; индивидуализация заданий и условий их выполнения; организация взаимодействия со сверстниками, когда обучающее воздействие взрослого дополняется процессом взаимообучения.
Формы организации индивидуально-ориентированного обучения:
Игровых формы организации обучения заключаются во влиянии взрослого на развитие детей через содержание и правила игры. Но, если развивать познавательную деятельность только через игру, это может привести к существенным различиям в уровнях интеллектуального развития и увеличению количества детей, нуждающихся в коррекции.
Групповая форма организации обучения позволяет влиять на развитие каждого ребенка.
Варианты организации игр-занятий:
•вариант: обучение с обеими подгруппами одновременно, когда одна группа занята самостоятельной дидактической игрой, а другая занимается под непосредственным руководством педагога; затем группы меняются местами.
Обучение в повседневной жизни (в ходе содержательного общения с взрослым, ситуативного общения ребенка с взрослым, в ходе самостоятельной деятельности).
Форма фиксации этой информации должна выбираться самим педагогом. Наиболее удобной является запись данных в личной записной книжке. Очень важно, чтобы воспитатели при передаче смены делились своими впечатлениями о том, как прошел день. Этим обеспечивается единство педагогического воздействия.
Сравнительный анализ полученных результатов позволяет увидеть общую картину эффективности образовательной работы с детьми конкретной группы, качество педагогического влияния на развитие каждого ребенка. Не нужно ожидать от всех детей высокого уровня развития по всем направлениям. Основное внимание важно уделять тому, чтобы каждый ребенок продвигался в соответствии со своими возможностями. Главным показателем качества образовательной работы является положительное изменение в развитии. В связи с этим, низкий показатель выполнения заданий ребенком может расцениваться как положительный, если он выше, чем предыдущий.
Консультация «Организация мобильного обучения» Департамент образования и науки Кемеровской области ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Кафедры.
Игровые методы обучения дошкольников Игровые методы обучения дошкольников. Игра — это естественный путь обучения маленьких детей. Рассматривая проблему взаимосвязи игры и.
Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей В последние.
Ярмарка «Город мастеров» (Фотоотчет фрагмента практико-ориентированного семинара для заведующих) В конце февраля на базе нашего детского сада прошел муниципальный практико-ориентированный семинар заведующих «Инновационные формы организации.
Методика обучения дошкольников ползанию и лазанью Содержание Введение 1. Лазанье. Ползание. Программные требования 2. Методика обучения лазанью и ползанию в разных возрастных группах Заключение.
Оптимизация обучения плаванию дошкольников УДК 373.2 – 797.2 ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ А. В. Киндрук, магистрант, Полесский государственный университет Физическое.
Организация мобильного обучения «Современные технологии и методики цифрового образования» Организация мобильного обучения Мобильное обучение не отстает от развития беспроводных.
Особенности обучения дошкольников английскому языку Консультация для родителей Особенности обучения дошкольников английскому языку Педагог дополнительного образования Постникова С. Н. Всем.
Консультация «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях» Статья «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях» Составители: Кесслер Лидия Владимировна (8212).
Технология личностно-ориентированного КТД в работе с родителями воспитанников ДОУ Мобильная ретро – выставка «Любимая книга детства». Добрый день, уважаемые коллеги! «Выставка» является настолько привычной и обычной формой.
Принципы индивидуального обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принципы индивидуального обучения основаны на реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических особенностей, в процессе обучения.
Реализация принципа индивидуального обучения исходит из того, что педагог ориентируется не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. Учет психологических и возрастных особенностей необходим для подбора оптимальных методов и приемов обучения, которые будут понятны каждому ребенку.
Принципы индивидуальности обучения предусматривают индивидуальную работу с каждым учеником и фронтальную работу со всем классом.
Таким образом, принцип индивидуализации обучения ориентирован на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, и исходя из них, определяются формы и методы работы с детьми.
Сущность индивидуального обучения и его принципы
Сущность индивидуального обучения состоит в индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Принципы индивидуального обучения – это:
Готовые работы на аналогичную тему
Индивидуальное обучение – это образовательный процесс, который организован с учетом возрастных и психологических особенностей одного конкретного ребенка, путем взаимодействия учителя с данным ребенком.
Достоинства индивидуального обучения:
Таким образом, принципы индивидуального подхода к обучению позволяют ребенку работать эффективно, так как учебный процесс организован с учетом его возможностей, потребностей и интересов. Однако принцип индивидуального обучения в современной школе «в чистом» виде используется крайне редко. Это связано с тем, что существует ряд причин, не позволяющих его полноценное внедрение (нехватка кадров, установленные учебные стандарты и т.д.). Принцип индивидуального обучения в рамках современной школы осуществляется в основном по отношению к детям, которые имеют проблемы в обучении.
Специфика индивидуального обучения заключается в том, что учебный процесс организован не только с учетом индивидуальных возможностей ребенка, но и с использованием приоритетных форм обучения.
Использование принципа индивидуального обучения осуществляется в различных технологиях образования, исходя из чего, данный принцип можно назвать проникающим. Однако необходимо различать использование принципа индивидуального обучения в зависимости от меры его применения. Возможно использование принципа индивидуального обучения как основного средства, а возможно в комплексе с иными принципами обучения.
Таким образом, можно сказать, что принцип индивидуального обучения является самостоятельной системой, которая обладает всеми необходимыми качествами и признаками, характеризующими ее как целостную педагогическую технологию.
Цели индивидуального обучения
Основные цели индивидуального обучения:
Особенности принципа индивидуализации обучения:
Осуществление принципа индивидуального подхода в обучении означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к каким-либо видам деятельности.
Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактике
Личностно-ориентированная модель обучения, сущностными признаками которой является осуществление учебного процесса на основе индивидуализации, создание условий для саморазвития и самообучения учащихся, осмысленное определение ими своих потенциальных возможностей и жизненных целей, требует глубокого осмысления и понимания педагогами необходимости построения новой педагогической системы на основе принципов индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.
Однако эти принципы не нашли еще широкого внедрения в практику современной школы. Сегодня мы можем говорить только об элементах индивидуализированного и дифференцированного обучения в условиях классно-урочной системы.
Педагогическая практика показывает, что в начале обучения учитель встречается с тем, что дети, которые пришли в школу, отличаются друг от друга развитием, готовностью к усвоению знаний, а также и такими особенностями, как темп работы, скорость запоминания, наблюдательность, сосредоточенность. Все это обусловливает необходимость глубокого изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка и учета их в учебно-воспитательном процессе.
Мы поддерживаем мысли авторов, которые считают, что индивидуализация процесса обучения предполагает выбор такой стратегии, которая максимально способствовала бы развитию личности. Педагог должен искать те специфические для каждого не похожи, неповторимые условия, которые повлияли на формирование определяющей черты характера, развитие качеств личности, жизненной активности.
Одной из основных причин относительно низкой эффективности обучения, по мнению многих авторов, является недостаточная индивидуализация учебного процесса. С этим утверждением нельзя не согласиться, потому что индивидуализация обучения даже в условиях строгого соблюдения требований действующих программ дает возможность выявлять и развивать интересы учащихся, их склонности и способности, способствует эффективному усвоению знаний и развития умений и навыков.
Для понятий педагогической науки, которые отражают особенности сложные явления, характерно то, что понятие индивидуализации и дифференциации используют в различных, иногда неопределенных значениях. Анализ соответствующей литературы показывает, что более точный смысл этого понятия в каждом случае зависит от того, какую цель и средства имеют в виду, когда говорят об индивидуализации. При использовании этого понятия встречаются значительные отличия.
В психолого-педагогической литературе встречается много толкований, характеризующие индивидуализацию процесса обучения. Ведь на фоне объективных реалий общественной жизни, определенных образовательных ориентиров идея индивидуального подхода к учащимся в обучении обогащалась, наполнялась новым содержанием и в результате эволюции расширилась к понятию «индивидуализации обучения», которое получило статус целостной системы дидактических воздействий, в которой ведущей оказалась ориентация индивидуального подхода в целостную личность ученика и целостную учебную деятельность.
Известная исследовательница И.Э. Унт тоже утверждает, что когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем дело с принципом обучения, а когда об индивидуализации обучения, то имеем в виду осуществление этого принципа, что имеет свои формы и методы [18].
По мнению В.П. Стрезикозина, работа учителя со всем классом не исключает осуществления принципа индивидуального подхода к детям, отличающихся по уровню своего развития и подготовленности. Определив три направления этого подхода, автор подчеркивает, что реализация их особенно перспективна в процессе выполнения учащимися различных видов самостоятельных работ, которые можно дифференцировать по двум признакам: по степени самостоятельных познавательных действий учащихся; по степени сложности задач и принятых в них задач [16].
Отдельные авторы рассматривают понятие «дифференцированный подход» и понимают его как:
· особый подход учителя к различным группам учеников, который заключается в организации учебной работы, различной по содержанию, сложности, методами, приемами (А. Кирсанов) [26, 35];
· способ оптимизации, который предполагает оптимальное сочетание общеклассные, групповых и индивидуальных форм обучения (Ю.К. Бабанский) [1].
В работе «Индивидуальный подход в процессе обучения школьников» Е.С. Рабунский тоже рассматривает индивидуальный подход как принцип обучения, так и воспитания. Реализация этого принципа, по мнению автора, предполагает частично временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного личности каждого ученика для обеспечения ее всестороннего развития. Индивидуальный подход означает действенную внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника. Такую же характеристику индивидуальному подходу, как принципа обучения, дает и Ю.К. Бабанский.
От анализа принципа индивидуального подхода перейдем к характеристике понятия «индивидуализация обучения». В исследованиях В.А. Крутецкого индивидуализация обучения трактуется как максимальное приближение процесса обучения к оптимальной модели, когда каждый ученик работает в удобном для него темпе, манере, соответствующие его общей подготовке, способностям, объема оперативной памяти, чертам характера и эмоциональному состоянию. Индивидуализированное обучение он понимает как обучение по сугубо индивидуальным программам, содержанию, формам, средствами, темпом, формами контроля и оценки и др. Оно может воплощаться в пределах и на основе индивидуализации обучения как системы отношений и предусматривает [9]:
1) всестороннее знание ученика, его способности и возможности;
2) наличие соответствующим образом подготовленных учителей;
3) хорошо отлаженную и развитую материально-техническую базу [15].
Индивидуализированное обучение следует рассматривать как стратегию в обучении: от минимальной модификации в групповом обучении до полного независимого обучения.
В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация рассматривается как «. организация учебного процесса, при котором выбор способов, средств, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к обучению» [14].
Большинство исследователей используют понятие индивидуализации приблизительно в том же трактовке. При этом они указывают, что индивидуализация вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого ученика. Например, А.А. Кирсанов рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему воспитания и дидактических средств, соответствующих цели деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность учащихся на уровне их потенциальных возможностей с учетом целей обучения» [8].
И.Э. Унт считает, что нецелесообразно использовать понятие индивидуализации в узком смысле (например, в значении внутришньокласнои индивидуализации учебных задач), поскольку невозможно учета индивидуальных особенностей во всем их объеме, а только частично и изолированно, а в таком случае трудно определить место и роль индивидуализации в системе обучения в целом.
Итак, в современной психолого-педагогической литературе наблюдается большое разнообразие формулировка определения понятия индивидуализации:
· обучение, ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих особенностей [18];
· одна из особенностей гуманности образа жизни. Характерной ее чертой является то, что ориентация способов и темпов обучения строится с учетом индивидуальных различий учащихся, уровня развития обучаемости и темпов движения вперед в обучении;
· это дидактическое положение, одна из двух взаимосвязанных сторон коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуальный подход к школьникам в обучении предполагает, при безусловной единства основного содержания общего образования, отбор элементов учебного материала, методов обучения, наглядных и технических его средств, разумное сочетание общеклассные, групповых и индивидуальных форм его организации с учетом особенностей каждого ученика с целью оптимального воздействия на всестороннее гармоничное развитие его личности [19];
· это осуществление принципа индивидуального подхода, учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере они учитываются [19].
Анализируя труды разных авторов, мы пришли к выводу, что термин «индивидуализация обучения» имеет большое количество трактовок. Трудности в определении сути этого понятия имеют место потому, что ряд авторов делают выводы, занимаясь узкой проблемой и исходя из результатов своих исследований; другие авторы отождествляют понятия «дифференциация» и «индивидуализация».
Индивидуализация обучения в общем понимании рассматривается как приспособление учебных действий к индивидуально-психологическим особенностям каждого ученика с одной стороны и создание благоприятных условий для развития специальных способностей и возможностей учащихся, с другой. Индивидуальный подход к ученикам должно способствовать формированию личности учащихся.
Большое влияние на эффективность процесса обучения должны также индивидуальные особенности в понимании таких компонентов познавательной деятельности, как восприятие, внимание, память, мышление, а также специальные способности.
При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом осуществлении речь идет не об абсолютной, а относительной индивидуализации. В рамках школьной практики индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
1) преимущественно учитываются индивидуальные особенности не каждый отдельного ученика, а группы учащихся, обладающих примерно похожими особенностями;
2) учитываются только известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения обучения, и наряду с этим может использоваться ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходимо (например различные свойства характера или темперамента)
3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояния только в том случае, если именно это важно для конкретного ученика (например, талантливость в какой-либо области, нарушения здоровья);
4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы.
Под понятием «индивидуализация обучения» мы понимаем такую организацию процесса обучения, в ходе которой учитываются индивидуальные особенности учащихся во всех его формах и методах.
Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей. При помощи индивидуального подхода можно ставить и решать различные конкретные учебные задачи:
1) Формирование умственных действий и операций мышления;
2) Развитие отдельных познавательных процессов, волевых и эмоциональных качеств личности, трудолюбия, эстетики труда.
Индивидуализация обучения как одно из исходных положений организации учебного процесса предъявляет к учителю следующие основные требования:
1) Постоянно изучать индивидуальные особенности личности. Хорошо понимать условия жизни ученика в семье, в среде сверстников. Определить какие факторы оказывают наиболее существенное влияние на его развитие и формирование.
2) Определить, какие из индивидуальных особенностей оказывают положительное, какие отрицательное воздействие на процесс учения и какие – нейтральное.
3) Определить конкретную учебно-воспитательную задачу для данного ученика, которую можно разрешить с помощью индивидуального подхода.
4) Найти средства индивидуального подхода и систему индивидуальных педагогических воздействий.
Индивидуальный подход осуществляется в различных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях.
Непременным условием организации систематического индивидуального подхода к учащимся является определение уровня знаний, умений и навыков у всех учащихся. Первое определение уровня осуществляется в начале учебного года на этапе корректирующего повторения и стартовой диагностики. По результатам происходит условное деление класса, что позволяет активизировать деятельность каждого, создает благоприятные условия, учитывающие учебные возможности ученика. Работая над одним и тем же материалом в разном темпе и с разной учебной нагрузкой, все учащиеся в итоге осваивают программный материал.
Обсуждая вопрос об индивидуальном подходе в обучении младших школьников, в педагогической литературе выделяют некоторые условия его осуществления:
1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
3. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам отдельным учащимся.
4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале — каждого ученика).
5. Осуществление оперативной обратной связи.