индуизм в москве храм
Ведические и буддистские места Москвы
Основа буддизма, джайнизма, индуизма, разных язычеств Европы и Азии — веды. Веды — это всего лишь совокупность информации, которая включает в себя такие понятия как изначальное сознание (и его аспекты такие, как нирвана, шуньята), карма, то есть причинно-следственные связи, реинкарнация и иные, которые проверяются собственным опытом, а не насаждаются догматично.
Некоторые изменения произошли, так как со временем мир естественное мироощущение превращается в догматику. Так произошло с некоторыми течениями индуизма.
От ведизма происходит индуизм, одинизм и т. п. В любом языческом культе боги происходят из некоего океана энергии (эфира, физ вакуума), который наименуется ки, гиунугагап, хаос, брахман и т. д. Понимая это на уровне ощущений, человек естественным образом ведет сбалансированный образ жизни. Так бог Велес (Один) в конце должен умереть с рагнареке. То есть признается, что он не последняя реальность — последняяя реальность гинунгагап (эфир). Оттуда же, кстати, пришли руны, который Велес получил на Игдрасиле.
Буддизм так же происходит от вед и опирается на них. Он так же является попыткой обновить к тому времени искаженные знания. Однако, в ряде школ он ушел в созерцательность, тогда как изначальный замысел говорит, что цель находится в этом мире (и иных мирах форм) и при этом нужно обладать не только активностью персонажа, но и созерцательностью. С другой стороны на уровне таких абстракций конченых целей может и не быть, каждый сам определяет ее для себя.
Интерес к христианству падает, так как оно хотят не согласуется с наукой, противоречиво само в себе, основано на страхе, а не на опыте. В Москве есть церкви, и даже синагоги и мечети, однако, лишь в относительно скором будущем будет построен первый буддистский храм.
В истории не наблюдается практически никаких конфликтов между ведическими язычниками разных народов, буддистами, ведистами и т. д. Одинизм не отрицает, что Один не высшая реальность, а высшая реальность — это океан энергии, из котрой произошел Имир и иные боги. Буддизм так же не отрицает существования богов (духов с расширенными возможностями) и также говорит, что они не изначальный корень реальности. И те, и те по истории на 95% никого обращать в свою веру назойливо не хотели, лишь бы их не трогали.
Где человеку, который хочет посетить некое место, связанное с ведами, буддисту, язычнику найти такое в Москве?
Все места, будь они буддистские, индуистские, одинистские и т.п. мы будем называть ведическими в виду того, что все они берут начало там. Веды являются прямым созданием наших предков, восточных славян, и не только их, а вообще всех европейцев. Однако, не относятся к ведам большинство т.н. славяно-арийских вед, так как они не дают целостного ощущения и понимания мира, а являются набором глупых формальных предписаний: нельзя носить джинсы, а по Четвергам нужно три раза кричать «Слава роду!». И не дай бог скажешь два или четыре! Не говоря уже о том, что даже консервативная наука всегда относила славян к ариям, то есть это масло масляное.
Такими местами являются природные красивые места. В Москве это парки, Воробьевы горы, Чертановский лес, Крылатские холмы и др.
Любой парк является ведическим местом, так как
1 он обладает мощной энергетикой (сильными полями), часто идущими из разломов, которые напрямую связаны с эфиром (изначальным сознанием) и выводят психику человека на изначальное сознание
2 имеют колебательные процессы — шелест листвы, белый шум деревьев, шум ручья, просветы неба с движущимися облаками, которые опять таки настраивают психику на восприятие изначального сознания (поля реализованы в виде колебаний). Поэтому люди, часто не понимая сами, ходят в парки настраиваясь на изначальное сознание (брахман, эфир).
3 имеют четкую структуру, которую видно с воздуха или же запоминающиеся геометрические формы. Каждое такое место похоже на храм, который так же имеет четкую уникальную структуру. Так же любые здания, которые строятся около таких мест всегда по неясным для обывателя причинам имеют определенные очертания, которые тоже настраивают психику человека нужным образом. И не важно построено здание в 16 веке, или в 21.
4 имеют идею о необходимости самоограничения и необходимости договариваться, так как в этих местах люди не только забирают энергию, но и отдают ее.
5 имеют выходы на материальный мир, так как, например, дерево весьма физично, но при этом колебания его листьев и визуально, и аудиально (шелест) настраивает психику на волновые колебательные процессы эфира.
6 надо затратить определенный путь, то есть усилия, чтобы дойти до этого парка
7 такие места могут быть дополнены надписями рунами, санскритом и иными. Это может быть маленькая надпись длинной 2 см на камне «ВЕДЫ» или «Один». Такой подход не позволит вандалам испохабить место, с другой стороны завершит признаки ведического храма, так как будет содержать уже однозначный посыл, что это за место. Так же можно оставить где-то, и это будет ваш персональный или для маленького коллектива, камень, типа агата, сердолика и т.д.
Идя в парк для решения какой-либо жизненной проблемы, или познания нужно удерживать в голове эти пункты, объясняющие почему такие места есть ведический храм. По другому, каждый парк есть место присутствия ведического знания, он связан с эгрегором вед и он является местом физического воплощения изначального сознания. Собственно в Атхарваведе сказано, что любое место, которое радует глаз, есть ведический храм.
Таким образом верующих в веды в разных формах намного больше, чем христиан, так как это 80% тех, кто посещает парки. Необходимость хождения в такие места обусловлена тем, что все события у человека протекают в городе и город должен быть системой координат, где физически представлены его высшие ценности, а не только всякая мишура, типа магазинов.
В ряде место практикуется принятие, что в данном месте есть храм, но только на тонком плане. То есть человек просто визуализирует храм с надписями в этом месте. Так, например на Воробьевых горах в 5 веке стоял храм, посвященный Перуну (Тору), который представлял собой ротонду из колонн. Пришедший туда может просто представить это ротонду.
Наконец символами в буддизме, одинизме, индуизме, бон-по и ряда иных являются камни, деревья и солнце.
Текст где-то недоказуем, а где-то во многом неверен. Буддизм и джайнизм отвергают авторитет Вед и поэтому даже с точки зрения самих индуистов относятся к категории «настика».
Тут же сплошные хрестанутые и антопологи.
А то что реально многие религии взяли определённые данные из базы вед даже слышать не хотят.
А если говорить про развитые ранее цивилизации то у местных пукан разгорается как плазма на солнышке и они начинают твердить свои мантры про РЕН-ТВ.
Плюсанул, интересовался данными аспектами. Очень много информации, огорчает одно что всё на санскрите, а переводы от любой «религии» идут уже искаженные в их пользу и с частично взятой информацией.
Чтоб там не пздели про Задорного (да он весьма перегибает и притягивает за уши), но действительно у славян и скифов много совпадений с ведами.
Удивительное дело, психфак не для детей. Продолжение истории Алисы Тепляковой со стороны родителей студентов и педагогов
— Уже встречала этот аргумент в комментариях под статьями об Алисе. Но что там такого уж недетского?
— Например, на лекциях по психологии обсуждали насильников, самоубийства, Эдипов комплекс, пациентку Фрейда, которая испытывала сексуальное возбуждение, когда ее бил отец…
— Это на первом курсе рассказывают?
— Да. А анатомия и физиология ЦНС (центральной нервной системы) даже взрослых девиц в транс вгоняет. На лекции в сентябре профессор пошутил, указывая на изображение голого человека: мол, в следующем году придется прикрывать фиговым листочком.
— Программа первого курса вообще сложная?
— Не просто сложная, а очень сложная. Попробуйте осилить хотя бы одну страницу психологической теории Леонтьева. Прочитать это можно, но осмыслить трудно даже взрослым. Кроме того, на первом курсе сложная линейная алгебра. Алиса сдала ЕГЭ на низкий балл, подозреваю, что интегралы и логарифмы она знает не очень хорошо.
— Какие экзамены сдают первокурсники?
— Русский, математику, право, введение в психологию и анатомию ЦНС.
— Серьезное испытание. Но, может, папа сможет Алисе помочь, он ведь тоже по образованию психолог?
— Когда сдавали онлайн, это было возможно. Но сейчас возвращается оффлайн, и Алисе придется все сдавать самой. Если, конечно, не будет каких-то преференций от факультета.
Но вообще, я не понимаю, зачем так обходиться с собственным ребенком? Дочь говорит, что Алиса похожа на обычную девочку, которой нравится прыгать в классики, что она и делает в перерывах между парами…
«Над девочкой ставят эксперимент»
— Тепляковы говорят, что у них революционная методика обучения детей. И, судя по комментариям, есть люди, которые их поддерживают и все это одобряют.
— Может ли ребенок в девять лет освоить такие массивы информации по психологии, философии, логике?
— Никаких данных о том, что девочка освоила дисциплины на должном уровне, пока нет. Думаю, что это все-таки имитация. Чтобы постичь философию, нужно иметь собственный жизненный опыт, который позволяет пережить чужой опыт, осмыслить чужие суждения и сформировать на этом сплаве собственного и чужого нечто новое. У этого маленького человека еще нет опыта, который позволяет рассматривать категории добра, зла, смерти, любви…
Говоря простыми словами, в этом возрасте мозг и психика имеют предел по восприятию и вдумчивому перевариванию информации. Если этот предел перейти, будет сбой. Именно так, по словам нашей собеседницы, произошло с американским вундеркиндом-математиком Уильямом Сайдисом. Мальчик в 11 лет стал студентом Гарварда, очень много знал, но его психика не выдержала. Аналогии между Сайдисом и Алисой четко прослеживается еще и в том, что там тоже папе очень нужен был ребенок-гений.
«Империя Кришны»: где и как пропагандируют индуистский культ в Москве
Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко
Одетые в разноцветные балахоны кришнаиты (они же вайшнавы) с бритыми головами, распевающие «Харе Кришна» в центре городов, стали одним из визуальных символов жизни в России 1990-х годов. Сейчас приверженцы экзотического для наших широт индийского культа практически исчезли с улиц. Однако религиозное течение в лице филиалов двух конкурирующих зарубежных структур — Международного общества сознания Кришны и «Шри Чайтанья Сарасват Матха» — по-прежнему успешно функционирует, просто сменив форму пропаганды своих идей и сделав ставку на деятельность привлечённых в их ряды крупных бизнесменов. Как теперь это происходит, постарался разобраться Лайф.
Фото: © Wikimedia Commons/Anneli Salo
«Джаганнат» — одна из крупнейших сетей вегетарианского питания в Москве (пять заведений здесь плюс несколько в других крупных городах), через её рестораны и магазины каждый день проходят тысячи москвичей, желающих приобщиться к здоровой пище. У многих из них вызывает вопросы присутствующая здесь религиозная составляющая.
— Я не против индуизма, но тут всё чересчур навязчиво. Изображения богов, мантры, — в 2012 году жаловался журналистам один из посетителей «Джаганната» на Тверской.
Бесплатно распространяемый в этой сети журнал Vegetarian регулярно публикует интервью с духовными лидерами вайшнавизма, рассказы о божестве Джаганнат и прочие сведения вполне религиозного характера.
Фото: © Jagannath.ru
На лицевой странице сайта сейчас размещён анонс выступления Свами Авадхута. Как можно узнать на кришнаитских сайтах, Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж (по паспорту Георгий Аистов) — это руководитель отделения » Шри Чайтанья Сарасват Матха » в России и странах СНГ, он же основатель сети ресторанов «Джаганнат». Да и на сайте сети в разделе «Друзья Джаганната» красуются баннеры Krishna World и движения «Харе Кришна» (Р усская миссия «Шри Чайтанья Сарасват Матха»).
Как можно понять, и сама сеть названа в честь индуистского божества.
— Имя Джаганнатх переводится как «повелитель Вселенной», и это одно из имён Единого Бога, или Абсолюта. Форма Господа Джаганнатхи идентична вечно юной и счастливой форме Господа Кришны, — поясняется в журнале Vegetarian (создателем которого на его сайте указан Георгий Аистов).
Помимо лидера российского филиала в залах различных заведений сети «Джаганнат» регулярно выступает приезжающий в Россию международный лидер «Шри Чайтанья Сарасват Матха» Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж.
Проходят в ресторанах и воспевания мантр, обозначенные термином киртан (так называется кришнаитск ий религиозный обряд).
— «Джаганнат» участвует в жизни вайшнавского движения в Индии: помогает строить храмы, проводить фестивали, — сказано в статье, опубликованной в 2005 году в газете «Бизнес» на основе интервью совладельца сети Дмитрия Иванова.
— Владельцы заведения имеют отношение к вайшнавской общине, — отмечалось в большом материале, вышедшем годом ранее в журнале «Моё дело — ресторан», — правильно составить ассортимент помогал профессиональный шеф-повар из Санкт-Петербурга Юрий Аистов, приходящийся совладельцу заведения Георгию Аистову дядей. Юрий Аистов — вайшнав, специалист по ведической кулинарии.
О Георгии Аистове ( Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж) на посвящённом ему сайте сообщается, что он принял кришнаизм в Штатах, куда переехал в 1989 году, после чего «в 1996 году вернулся в Россию и начал активную проповедь».
— Ему удалось собрать группу единомышленников, и уже через шесть-семь лет о Шриле Говинде Махарадже (основателе «Шри Чайтанья Сарасват Матха». — Прим. Лайфа) в России и странах ближнего зарубежья узнали тысячи людей, — сказано далее в его официальной биографии. — Ежегодно Шрипад Авадхут Махарадж организует новые проповеднические проекты в России и СНГ, желая донести до всех искренних душ послание великих вайшнавов.
Возможно, таким проектом является и «Джаганнат», привлекающий много тех, кто просто интересуется вегетарианством, аюрведой, индийской кухней или здоровым питанием, а в итоге попадает там на проповеди кришнаитских гуру и киртаны.
— Если говорить конкретно, то мне бизнес как таковой или большие деньги не интересны, — откровенно заявил Георгий Аистов в 2009 году изданию «Томский обзор». — Меня интересуют любые проекты, связанные с изменением восприятия людей, эти результаты более важны.
Ещё один проект, создателем и активным участником которого является упомянутый деятель, — фестиваль йоги и ведической культуры Vedalife, проходящий уже несколько лет в Санкт-Петербурге и Москве. Если заглянуть в список выступающих на этих фестивалях, можно увидеть всё того же главу «Шри Чайтанья Сарасват Матха» Шрилу Бхакти Судхира Госвами Махараджа (скромно представленного просто как «теолог и путешественник» без упоминаний принадлежности к этой религиозной организации) и иных людей со сплошь типично кришнаитскими именами.
Выступая ранее на аналогичных фестивалях в Киеве, Аистов проводил на них и инициации (обряд посвящения) в ряды кришнаитского движения.
«Джаганнат» не единственный бизнес, владельцы которого связаны с кришнаитами. Компания Notamedia хорошо известна на рекламном рынке. В профиле компании сообщается, что она делает всё: «от логотипов и брендбуков до промосайтов». Судя по портфолио на сайте Notamedia, среди её клиентов банк «ВТБ 24», радиостанция «Эхо Москвы», «Независимая газета» и т.д.
На сайте учеников Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами (Вадима Тунеева, президента Центра обществ сознаний Кришны в России) среди прочих указан один из адептов этого вероучения Ачинтья Кришна даса, он же Адриан Крупчанский, основатель и партнёр (судя по сайту компании, в СМИ ещё в ноябре 2015 года упоминался как управляющий партнёр) компании Notamedia.
Кстати, в топе разработанных компанией Notamedia сайтов на её официальном интернет-ресурсе указан общероссийский духовный портал «Кришна.ру», охарактеризованный как «ресурс, с помощью которого человек может составить своё представление о ведической культуре, кришнаитах и Обществе сознания Кришны» и даже своего рода «посольство» последнего.
Вместе с женой (также носящей кришнаитское имя — Сангита деви даси) он создал музыкальный коллектив Vrindavani, названный в честь культового центра кришнаизма — индийского города Вриндаван (куда, например, в прошлом году Крупчанский организовывал поездку российских кришнаитов).
Он является и одним из разработчиков лекционного курса «Большой ведический практикум», основной автор которой — упомянутый выше президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами.
Крупчанский также активно участвует в жизни кришнаитской общины.
— Появляется собеседник — прихожанин храма бард Адриан Крупчанский, — описывала в 2013 году своё посещение кришнаитского храма у метро «Динамо» журналистка «Афиши», причём именно этот «прихожанин» далее изложил ей видение кришнаитами ситуации с закрытием их храма московскими властями.
— Был собран комитет по переезду храма, в который вошли Садху-прия дас, Шьям дас, Шридхар дас, Ачинтья-Кришна дас (кришнаитское имя Крупчанского. — Прим. Лайфа), Ядунандана дас, Вишну-рата дас, Нарешвара дас и другие вайшнавы, — сказано в официальном «Отчёте о подготовке к переезду храма Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты в 2013 году», опубликованном в начале 2014 года администрацией храма на форуме сайта «Шаранагати».
Упомянутый деятель общины выступал в 2013 году с обращениями к единоверцам по поводу ситуации с храмом, которые публиковались на том же сайте «Шаранагати», объясняя, что надо » продолжать служить гуру и вайшнавам» и что сам он «рассматривает московский проект именно как милость Кришны и гуру Махараджа».
Можно предположить членство в Обществе сознания Кришны и ещё одного (всего их три, включая Крупчанского) члена руководства Notamedia — управляющего партнёра Сергея Оселедько. На форуме сайта «Шаранагати» в июле 2007 года пользователь с таким именем сообщал, что «является преданным («преданный Кришне» — наименование адептов культа. — Прим. Лайфа) чуть меньше года благодаря милости Медини Пати Прабху и Матаджи Гаури».
Интересно, что в 2013 году представители Общества сознания Кришны в Москве резко меняют место своих мероприятий. 15 декабря 2013 года в ГЦКЗ «Дружба» в Лужниках был впервые проведён собравший более тысячи участников фестиваль Goloka Fest (годом ранее его начали проводить в крупных московских клубах), после чего такие массовые мероприятия стали проходить там одно за другим.
— Важным направлением деятельности в наступающем году будет проведение фестивалей на «чужой» территории. Большие праздники, на которых сможет собираться вся община, очень важны для всех нас для сохранения духа единства в нашей общине, — отмечалось в процитированном выше «Отчёте о подготовке к переезду храма Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты в 2013 году». — Опыт проведения фестиваля «Гаура-пурнима» в прошлом году и Goloka Fest в Лужниках говорит о том, что эта задача вполне по силам нашей общине.
Была и другая важная причина. Goloka Fest в своих официальных афишах (которые легально клеились даже в вагонах метро) позиционировался с 2014 года просто как «индийский культурный праздник» (позже уже как «ведический», что для людей со стороны мало что говорит), так что на него приходило и много далёких от кришнаизма любителей восточной экзотики, аюрведы и прочего.
— Праздник посещает несколько тысяч новых людей, около 10% из которых оставляют свои контакты, — сообщается на сайте Общества сознания Кришны в Москве.
При этом на сайте Общества сознания Кришны прямо указано, что » Goloka Fest — это не просто фестиваль, это праздник всей московской общины вайшнавов». Фестиваль 5 декабря 2015 года назывался также «Бесценные дары Прабхупады» и был посвящён юбилею миссии на Запад основателя Международного общества сознания Кришны. З аявляемые на афишах таких фестивалей участники были видными членами Общества сознания Кришны. Наконец, мероприятия по официальной информации включали киртан — танцы под пение мантры «Харе Кришна».
Также на сайте организатора Goloka Fest, одного из лидеров кришнаитской общины Москвы (учение он принял ещё в 1992 году) Бхакти Ананта Кришна Госвами Махараджа, указано, что на фестивале в декабре 2015 года было распространено 3500 книг Шрилы Прабхупады при 3000 участников, из которых 800 пришли впервые.
На кришнаитских же сайтах в программе фестиваля, начиная с самого первого, были указаны выступающие видные деятели Международного общества сознания Кришны, представление лазерного шоу о перевоплощениях этого божества и т.д.
В мае этого года фестиваль был в последний момент неожиданно «по техническим причинам» пересён из ГЦКЗ «Россия» в один из клубов столицы. Возможно, свою роль в этом сыграли протесты православных активистов, которые пикетировали в декабре 2015 года предыдущий Goloka Fest в Лужниках и собирали подписи под обращением к мэру Москвы.
Строительство храма Кришны в Москве
Из Википедии — свободной энциклопедии
| |
---|---|
Обсуждение строительства храма Кришны в Москве на ток-шоу Владимира Соловьёва «К Барьеру!» |
Планы строительства храма Международного общества сознания Кришны в Москве привели к конфликту между кришнаитами и православной общественностью.
В 2004 году в ходе реконструкции района было снесено здание на Хорошёвском шоссе, с 1991 года служившее московским кришнаитам в качестве их единственного храма. За год до этого мэр Москвы Юрий Лужков выделил кришнаитам участок земли на Ленинградском проспекте (неподалёку от Ходынского поля). Кришнаиты заявили о намерении построить на предоставленной мэрией земле новый храм и индуистский культурный центр. Эти планы вызвали протесты со стороны деятелей российского антисектантского движения, православных общественных организаций и отдельных епископов Русской православной церкви. [1] Епископ Уфимский и Стерлитамакский Никон направил Лужкову открытое письмо, в котором призвал мэра не допустить возведения в православной Москве «языческого капища» и объявил Кришну «злым демоном, персонификацией сил ада, противостоящих Богу». Слова епископа вызвали возмущение российских кришнаитов и индуистов в Индии. В 2005 году московская мэрия забрала землю назад, но в 2009 году выделила кришнаитам другой участок, на этот раз за чертой города, в Молжаниновском районе. [2]
В поддержку кришнаитов выступили ряд крупных индийских бизнесменов и политиков. Так, в 2004 году спикер парламента города Дели Прем Сингх в письме Юрию Лужкову высказал надежду, что кришнаитский храм в российской столице станет «духовным центром для почти 15 тысяч коренных индийцев, живущих в Москве, и подлинным символом дружбы между Индией и Россией, Дели и Москвой». [3] По оценке религиоведа Сергея Иваненко, конфликт вокруг строительства храма показал, что индийское руководство, религиозные деятели, бизнесмены, общественное мнение и ведущие СМИ Индии «активно поддерживают право российских кришнаитов, а также проживающих в столице России индийцев на свободу вероисповедания и возможность построить ведический культурный центр, включающий индуистский храмовый комплекс». [3]
Строительство храма Кришны в Москве
| |
---|---|
Обсуждение строительства храма Кришны в Москве на ток-шоу Владимира Соловьёва «К Барьеру!» |
Планы строительства храма Международного общества сознания Кришны в Москве привели к конфликту между кришнаитами и православной общественностью.
В 2004 году в ходе реконструкции района было снесено здание на Хорошёвском шоссе, с 1991 года служившее московским кришнаитам в качестве их единственного храма. За год до этого мэр Москвы Юрий Лужков выделил кришнаитам участок земли на Ленинградском проспекте (неподалёку от Ходынского поля). Кришнаиты заявили о намерении построить на предоставленной мэрией земле новый храм и индуистский культурный центр. Эти планы вызвали протесты со стороны деятелей российского антисектантского движения, православных общественных организаций и отдельных епископов Русской православной церкви. [1] Епископ Уфимский и Стерлитамакский Никон направил Лужкову открытое письмо, в котором призвал мэра не допустить возведения в православной Москве «языческого капища» и объявил Кришну «злым демоном, персонификацией сил ада, противостоящих Богу». Слова епископа вызвали возмущение российских кришнаитов и индуистов в Индии. В 2005 году московская мэрия забрала землю назад, но в 2009 году выделила кришнаитам другой участок, на этот раз за чертой города, в Молжаниновском районе. [2]
В поддержку кришнаитов выступили ряд крупных индийских бизнесменов и политиков. Так, в 2004 году спикер парламента города Дели Прем Сингх в письме Юрию Лужкову высказал надежду, что кришнаитский храм в российской столице станет «духовным центром для почти 15 тысяч коренных индийцев, живущих в Москве, и подлинным символом дружбы между Индией и Россией, Дели и Москвой». [3] По оценке религиоведа Сергея Иваненко, конфликт вокруг строительства храма показал, что индийское руководство, религиозные деятели, бизнесмены, общественное мнение и ведущие СМИ Индии «активно поддерживают право российских кришнаитов, а также проживающих в столице России индийцев на свободу вероисповедания и возможность построить ведический культурный центр, включающий индуистский храмовый комплекс». [3]
Содержание
Предыстория
История храма на Хорошёвском шоссе (1990—2004)
Храм Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) на Хорошёвском шоссе вблизи станции метро «Беговая» был открыт в 1990 году. [4] Он располагался в старом здании, построенном в 1945 году. [4] Здесь размещались офис Центра обществ сознания Кришны в России, Вайшнавский университет, офис издательства «Бхактиведанта Бук Траст» и отдел проповеди российского ИСККОН. [4] Первый этаж кришнаиты перестроили и превратили в комнату для проведения богослужений, второй этаж был соединён с новой пристройкой, чердак был переоборудован под ашрам с кельями для монахов. [4]
Кришнаиты пытались получить землю под строительство нового, более просторного храма с начала 1990-х годов. [5] Тогда московские власти даже приняли решение выделить под храм 4 гектара земли на Мичуринском проспекте. [5] Однако, мэр Москвы Юрий Лужков отказался одобрить выделение земельного участка. [5] Все последующие попытки получить землю под строительство храма оказались безуспешными. [5]
В ноябре 2001 года состоялся визит в Россию премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи. [6] Перед отбытием из Москвы Ваджпаи принял в гостинице «Балчуг» делегацию российского ИСККОН во главе с лидером российских кришнаитов Бхакти Вигьяной Госвами. [6] Между ними состоялась беседа о создании в Москве индуистского духовно-культурного центра, включающего в себя индуистский храм. [6] Ваджпаи выразил удовлетворение деятельностью кришнаитов, которая, по его мнению, направлена на «популяризацию уникальных духовных ценностей Индии и утверждение добра в обществе». [6] В ходе встечи Бхакти Вигьяна Госвами передал в дар индийскому премьер-министру картину русских художников с изображением Радхи-Кришны, а также русское издание «Бхагавад-гиты как она есть». [6] Во встрече также принял участие посол Индии в России К. Рагхунатх. [6] Утром того же дня секретарь Индии по обороне Йогендра Нараян принял участие в утреннем богослужении в храме ИСККОН на Хорошевском шоссе и передал российским кришнаитам приветствие Ваджпаи. [6]
В 2002 году в связи со строительством Третьего транспортного кольца началась реконструкция территории вблизи станции метро «Беговая». [5] Московскими властями было принято решение снести находившееся в аварийном состоянии здание храма и на его месте построить 10-подъездный жилой дом. [4]
Хроника событий
Выделение мэрией Москвы земельного участка на Ленинградском проспекте (16 апреля 2003)
В связи с предстоящим сносом храма кришнаиты возобновили переговоры с московской мэрией. [5] Особую активность проявил президент Ассоциации индийцев России Санджит Кумар Джха (Садху Прия Даса), который в 2003 году встретился с президентом РФ Владимиром Путиным и подарил ему книгу «Прабхупада» — биографию основателя ИСККОН Бхактиведанты Свами Прабхупады. [7] [5] В конце концов удалось найти решение, которое устраивало как городские власти, так и кришнаитскую общину: 16 апреля 2003 года на общественном градостроительном совете при мэрии Москвы было принято решение о выделении под строительство храма участка площадью в 1 гектар на Ленинградском проспекте неподалёку от Ходынского поля. [5] По словам Джха, большую лепту в успешный исход переговоров внесли высказавшиеся в поддержку проекта премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи и главный министр Дели Шейла Дикшит. [5]
В те годы шла застройка прилегающих к Ходынскому полю кварталов. [5] Между станциями метро «Полежаевская» и «Октябрьское поле» возводился большой микрорайон. [5] В новых кварталах были запроектированы четыре детских сада, две школы, поликлиника, библиотека, аптеки, магазины, кафе. [5] В южной части аэродрома строилась АТС и центр кабельного телевидения. [5] Планировалось строительство торговых площадей, крытого ледового дворца, а также Национального музея авиации и космонавтики. [5] Поскольку на Ходынском поле не было деревьев, там предполагалось создать лугопарк. [5] 120 тыс. кв. метров жилья планировалось передать Министерству обороны РФ для улучшения жилищных условий офицеров. [5] Мэрия также обещала воссоздать деревянный полковой храм Сергия Радонежского, который раньше располагался здесь неподалёку от казарм. [5]
Совещание Руководящего совета ИСККОН (июнь 2003)
В июне 2003 года в Сухаревском храме ИСККОН, расположенном вблизи станции Катуар Савеловского направления Московской железной дороги, прошло совещание Руководящего совета ИСККОН, в котором приняли участие семь членов совета. [5] Совещание было посвящено вопросам строительства нового храма в Москве и продлилось более недели. [5] В совещании также принял участие известный индийский астролог К. Н. Рао. [5] За несоклько дней до начала совещания, в пятницу, 13 июня, он провёл оценку места строительства храма с позиций индийской астрологии и нашёл его благоприятным. [5]
Визит в Москву американского мецената Альфреда Форда (октябрь 2003)
В октябре 2003 года Москву посетил американский меценат Альфред Форд. Входе своего визита Форд пообещал помочь в сборе средств на строительство храма. В интервью «Эху Москвы» Форд сказал, что приехал по приглашению индийского населения российской столицы с целью «помочь им создать индийский культурный центр». [8] Форд отметил, что ранее уже помогал создавать подобные проекты по всему миру, в частности в США и Индии. [8] Форд также рассказал, что в ноябре в Москву приезжает премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи, и что кришнаиты планируют пригласить его на церемонию заложения первого камня. [8] На вопрос журналиста о том, собраны ли уже необходимые средства на строительство, Форд сказал, что кришнаиты ещё не начали кампанию по сбору средств, но по всему миру индийцы «с большой радостью и энтузиазмом» отнеслись к этому проекту, ведь этот храм должен стать первым большым индуистским храмом в России. [8] Форд отметил, что в Америке индийская община является самой богатой и самой образованной. [8] В этой связи Форд выразил мнение, что так как многие американские миллиардеры являются индийцами, то собрать нужные средства не составит проблемы. [8]
Визит в Москву и встреча с кришнаитскими лидерами индийского премьер-министра Атала Бихари Ваджпаи (ноябрь 2003)
В ноябре 2003 года, в завершении своего визита в Москву, индийский премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи встретился с лидером Ассоциации индийцев России Санджитом Кумаром Джха и с главой российских кришнаитов Бхакти Вигьяной Госвами. [9] Ваджпаи выразил благодарность российским кришнаитам «за уважение к индийским духовным ценностям» и обещал оказать содействие в строительстве нового храма. [9]
Подписание Ю. М. Лужковым постановления правительства Москвы о передаче земли под строительство храма (20 января 2004)
20 января 2004 года Юрий Лужков подписал постановление правительства Москвы о передаче кришнаитам земли под строительство храма. [9] По мнению религиоведа Бориса Фаликова, «подарок индусам» был приурочен к визиту министра обороны РФ Сергея Иванова в Индию, где он заключил контракт на модернизацию тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», который в 2008 году стал авианосцем ВМС Индии «Викрамадитья». [9] Своё название авианосец получил в честь великого индийского царя, который прославился не только военными победами, но и тем, что построил храм на месте явления Кришны. [9]
Первый проект храма (2003)
Первый проект храма создал архитектор из Томска Андрей Кожурков (Ариндама Дас). [4] Презентация проекта стала центральным моментом в праздновании Джанмаштами (дня явления Кришны), прошедшего в храме на «Беговой» 20 августа 2003 года. [4] Выпускник Томского государственного архитектурно-строительного университета, Кожурков не имел опыта проектирования больших зданий. [4] В создании проекта храма ему помог интерес к индийской архитектуре. [4] Он изучил древние индуистские тексты «Васту-шастра» и «Стапати-веда», описывающие подход к проектированию индуистских культовых сооружений. [4] Кожурков рассказал корреспонденту «Портала-Credo.Ru», что для Москвы больше всего подходит орисский стиль индуистской храмовой архитектуры, отличающийся монументальностью, передающей настроение могущества и величия Бога. [4] Кожурков сравнил это с «тем ощущением, которое возникает от восприятия католических храмов, хотя там является доминирующей вертикаль, устремленная ввысь, а здесь господствует горизонталь, шикхары испещрены снизу доверху». [4] Было решено отказаться от резьбы по камню, которая требовала много времени, тогда как московские власти отвели на постройку храма два-три года. [5]
По проекту Кожуркова, храм был ориентирован по сторонам света, установленные в храме для поклонения статуи божеств смотрели на Восток, где располагался вход для верующих, который был дополнен вторым, южным, входом, ведущим в культурный центр с учебными аудиториями, вегетарианским рестораном, концертным и выставочным залом. [4] В новом храме планировалось соорудить три алтаря и построить храмовую комнату на тысячу верующих. [4] В конференц-зале можно было бы ставить индуистские театрализованные пьесы, храмовый комплекс также включал магазины с индуистской атрибутикой и одеждой, небольшую гостиницу для тех и ашрам для монахов. [4] Поскольку выделенный для строительства земельный участок был невелик, архитектор решил поставить внутри раздвижные перегородки, чтобы в дни индуистских праздников можно было увеличивать площадь комнаты для богослужений до 1000 кв. м. [4] Согласно проекту, храмовые шикхары (башни) достигали высоты 50 метров, их купола должны были быть сделаны из стекла, «чтобы светом в ночи привлекать взоры людей». [4]
Протесты Союза православных граждан и депутатов Государственной думы (2003)
Осенью 2003 года против строительства кришнаитского храма выступила религиозно-политическая общественная организация «Союз православных граждан», которая, по мнению религиоведа Бориса Фаликова, получила известность «своей борьбой с глобализацией и иноверием». [9] Представители организации назвали будущий кришнаитский храм «языческим капищем» и заявили, что не допустят его появление в самом центре православной Москвы. [9] Православные также заподозрили «наличие у сектантов громадных денежных средств». [9] «Эхо Москвы» провело блиц-опрос: разрешать кришнаитам строить храм или нет? Большинство москвичей высказались «за» строительство. [9]
В поддержку позиции Союза православных граждан высказалась межфракционная группа депутатов Государственной думы, позиционировавшая себя как защитница традиционных ценностей. [9] Союз и депутаты выступили с совместным заявлением, в котором высказались против строительства «ведического культурного центра». [10] [11] Произошло это накануне визита в Москву премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи, который планировал участвовать в церемонии закладки первого камня. [10] Обозреватель «Независимой газеты» Олег Недумов высказал мнение, что это несвоевременное заявление российских парламентариев могло «привести к серьёзному международному скандалу». [10]
Разрушение здания храма на Хорошёвском шоссе и реакция на это событие (2004)
18 июня 2004 года было разрушено бывшее здание кришнаитского храма на Хорошёвском шоссе. Религиовед С. И. Иваненко высказал мнение, что судя по откликам индийских СМИ, это событие вызвало недовольство большинства индийцев, с благоговением относящихся к религиозным святыням. [12] По мнению Иваненко, в Индии снос дома, бывшего храмом Кришны, был воспринят как «свидетельство недостаточной цивилизованности россиян». [12]
Письмо главы парламента города Дели Прем Сингха Ю. М. Лужкову (27 сентября 2004)
27 сентября 2004 года глава парламента города Дели Прем Сингх в письме Ю. М. Лужкову выразил надежду, что храм ИСККОН, земельный участок для строительства которого был выделен Правительством Москвы 20 января 2004 года, «явится духовным центром для почти 15 тыс. коренных индийцев, живущих в Москве, и подлинным символом дружбы между Индией и Россией, Дели и Москвой». [12]
Отмена постановления о предоставлении земли (7 октября 2005)
7 октября 2005 года вышло распоряжение Правительства Москвы № 1981-РП, в котором отменялось как незаконное ранее подписанное Лужковым постановление о предоставлении земельного участка для строительства храма. По оценке С. И. Иваненко, это решение московских властей вызвало большое возмущение в Индии и в индуистских общинах других стран. [12] В результате, 22 ноября 2005 года группа видных индийских предпринимателей обратилась к В. В. Путину и премьер-министру Индии Манмохану Сингху с просьбой обеспечить защиту интересов индуистской общины в Москве. [12] По данным индийских СМИ, 7 декабря 2005 года, в ходе своего официального визита в Россию Манмохан Сингх поднял вопрос о строительстве храма на переговорах с В. В. Путиным. Президент России пообещал посодействовать в разрешении вопроса. [13] В марте 2006 года посол Индии в России передал Ю. М. Лужкову официальную ноту протеста Министерства иностранных дел Индии «в связи с ущемлением прав верующих индуистов в Москве». [12]
Письмо архиепископа Никона Ю. М. Лужкову и реакция на него (2005)
Осенью 2005 года к антикришнаитским протестам представителей общественного движения Союз православных граждан присоединились некоторые иерархи РПЦ. В частности, 31 октября 2005 года Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон обратился с открытым письмом к Ю. М. Лужкову, в котором призвал не допустить строительства кришнаитского храма. Как отметил религиовед С. И. Иваненко, это вызвало резкую реакцию индийских СМИ, в том числе таких ведущих газет, как The Telegraph, The Times of India и Hindustan Times. [12]
Руководители индуистских и других религиозных организаций Индии, в том числе, Иов Мар Филоксен [14] митрополит Дели Маланкарской православной церкви, направили 19 ноября 2005 года В. В. Путину послание, в котором высоко оценили социальное и миротворческое служение ИСККОН и попросили российского президента содействовать положительному решению вопроса о строительстве кришнаитского храма в Москве. [12] Подобную позицию заняло и Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы (ЕАО МАРС). [12] 23 ноября 2005 года оно направило обращение к Ю. М. Лужкову, в котором, в частности, говорилось:
Не вызывает сомнений, что строительство храма Кришны в Москве имело бы важное позитивное значение для развития экономических и культурных связей между Россией и Индией, а скандал, возникший из-за лишения ИСККОН земельного участка, может вызвать негативный отклик общественности, деловых и политических кругов Индии. [12] |
Кампания в защиту российских индуистов (2005—2006)
В декабре 2005 — январе 2006 годов в Великобритании прошла кампания «в защиту российских индуистов», в которой приняли участие депутаты Палаты общин, мэр Лондона, индуистские организации Великобритании, Австралии, Канады и ряда других стран Британского содружества. [12]
Выделение Ю. М. Лужковым земли под строительство храма в Молжаниновском районе (2006)
В октябре 2006 года Ю. М. Лужков выделил под строительство храма 2 га земли в 10 километрах от МКАД по Новосходненскому шоссе, недалеко от Шереметьева.
В апреле 2007 года Московское правительство одобрило архитектурный проект храма, представленный ИСККОН. 6 июня 2008 года был оформлен основной документ предпроектной стадии — Акт разрешённого использования земельного участка для строительства храма, утверждён распоряжением Правительства Москвы 31 августа 2009 года.
В декабре 2009 года был изменён дизайн храма; по новому проекту помимо храмового комплекса здание вместит в себя выставочные залы, культурный и образовательный центр, библиотеку индийской литературы, центр индийской медицины, центр благотворительности и гостиницу для паломников и высоких гостей.
В августе 2010 года проект Центра ведической культуры был одобрен Архитектурным советом Москвы. 20 октября 2010 года вышло распоряжения Правительства Москвы № 2365-РП о предоставлении ИСККОН земельного участка на период строительства. 22 мая 2011 года начал работу сайт будущего храма. [15]
5 марта 2012 года в 12 часов 44 минуты был подписан договор на изготовление мурти (статуй божеств) для храма. 24 апреля 2012 года была размечена территория под будущее строительство; проведена церемония призыва Бога в храмовые мурти.
Ритуальная церемония в честь начала строительства храма и пикет москвичей против строительства (2012)
7 июня 2012 года состоялся гражанский пикет против строительства кришнаитского храма. По данным информационного агентства «Интерфакс», в нём приняло участие несколько сотен человек различной конфессиональной и религиозной принадлежности. Протестующие вышли с плакатами содержащими лозунги «Христиане — против!», «Мусульмане — против!», «В 1612 году прогнали поляков, в 1812 году — французов, в 2012 году прогоним кришнаитов!». Пикету предшествовало обращение игумена Владимира от имени православных прихожан к главе городского округа Химки. [16] В числе протестующих были [17] казаки Химкинского казачьего круга во главе с атаманом Михаилом Рульневым и члены Всероссийского общества инвалидов вместе с председателем Химкинской организации ВОИ Светланой Борисенко. Организаторы пикета заявили, что его итогом стала отмена мероприятия по закладке первого камня центра с участием посла Индии в России. [18] [16]
Согласно кришнаитскому пресс-релизу мероприятие проводилось не в виде закладки первого камня, а как индуистский ритуал яджна, который не обязательно проводить на той земле, где будет возведено культовое сооружение. [19] Мероприятие прошло в московском храме кришнаитов. На нём присутствовал посол Индии в России Аджай Малхотра, представители префектуры и депутаты Московской городской думы. [19] Выступая на церемонии, Малхотра выразил надежду, что в Москве вскоре наконец-то появится кришнаитский культурный центр который станет «одним из самых важных мест в столице». Как сообщило издание Lenta.ru, мероприятие изначально должно было состояться на месте возведения храма в Молжаниновском районе. Однако, по данным Lenta.ru, кришнаиты решили перенести место проведения церемонии в другое место из-за запланированного на этот день пикета местных жителей, настроенных против возведения храма. [19]
Мнения
Доцент кафедры сравнительного религиоведения РГГУ индолог Борис Фаликов указал на несостоятельность обвинений, которые были выдвинуты в адрес кришнаитов устроителями митинга на Тверском бульваре в 2004 году.
На этом митинге муссировались в основном два обвинения в адрес кришнаитов. Первое заключалось в том, что это «тоталитарная секта», а второе — что они связаны с индийскими фундаменталистами, более того, чуть ли не финансируют их, что совсем уж нелепо. Не мешало бы господам протестующим определиться — либо кришнаиты «тоталитарная секта», либо они — индуизм, да ещё и фундаменталистский. Они никак не могут выбрать что-либо одно. Поэтому их обвинения совершенно противоречат друг другу. Должен вам сказать, что кришнаиты не являются ни тем, ни другим. Они другие. Обычно, аргументируя нетрадиционность кришнаитов, утверждают, что индус должен родиться в Индии, в арьяварте, на земле ариев, а также родиться в определённой касте. До определённого времени так оно и было. И когда основатель МОСК начал проповедь на Западе, он подвергся критике со стороны ортодоксальных брахманов. Но с тех пор ситуация довольно сильно изменилась. Дело в том, что сейчас в Индии растёт понимание того, что индусом может быть человек, принявший индуизм. И по мере того, как индуизм превращается в мировую религию, эта идея всё сильнее проникает в индийское сознание. Этим и объясняется, почему представители индийской диаспоры позитивно, с уважением, относятся к вайшнавам, почему они ходят молиться в их храмы. Что касается обвинений в том, что кришнаиты якобы связаны с фундаменталистами, в том числе с такой одиозной организацией, как «Вишва Хинду Паришад», это также совершенно не соответствует действительности. У них есть единственная объединяющая идея — идея, что индусом может стать человек, не являющийся индусом по рождению. Сейчас мы становимся свидетелями православного фундаментализма. Он пытается найти какие-то мобилизационные ресурсы. Это типологически очень похоже на то, как мобилизует людей протестантский фундаментализм в Америке, где я преподавал. Таким же образом против строительства храма объединяются православные фундаменталисты, чтобы потом заявить о себе как о мощной политической силе. Вот и всё. Нападки на кришнаитов наносят вред российско-индийским отношениям. Недавно министр обороны России ездил в Индию, заключил договор о продаже авианесущего крейсера. Называться он будет «Викрамадитья», по имени царя, построившего кришнаитский храм в стародавние времена. Плюс ко всему, нельзя забывать, что для индуса религия и культура тождественны, в отличие от Запада. Поэтому и естественно, что с точки зрения индийского премьер-министра вайшнавы — форпост индийской культуры в России. Более того, возвращаясь к событиям на Тверском бульваре, — подобные акции вредят и православию. По существу, поиск «врага» это — контрмиссия православия. [20] Митрополит Кирилл привел в пример попытку РПЦ построить православный храм в Цюрихе. Она не удалась, так как, по заявлению городских властей, архитектурная русская доминанта не соответствует культурной традиции Цюриха. Поэтому РПЦ была вынуждена купить здание протестантского храма и совершать богослужения в нём.
|