как видели сущность трудового обучения мануалисты
ТРУДОВАЯ ШКОЛА
Расстановка ударений: ТРУДОВА`Я ШКО`ЛА
Видное место вопросы трудового обучения и воспитания занимали в проектах организации нар. образования, составленных деятелями Франц. бурж. революции конца 18 в. Так, Ж. А. Кондорсе уже для нач. школы предусматривал ознакомление детей с приёмами с. х-ва и ремесла. В школах 2-й ступени он считал необходимым сообщать такие сведения из математики, естествознания, химии и др. предметов, к-рые необходимы в трудовой деятельности. На завершающей ступени общего образования Кондорсе предлагал обучать юношество не только тому, что необходимо каждому гражданину независимо от профессии, но и тому, что помогает овладевать общетрудовыми умениями. Л. М. Лепелетье в своём плане обществ. воспитания всех детей от 5 до 12 лет отмечал необходимость их общетрудового воспитания, выработки у них привычки к труду и трудолюбия, что является залогом и предпосылкой процветания республики. Наконец, А. Л. Лавуазье высказал ряд соображений о сочетании в школе умств. образования детей с вооружением их гл. элементами трудовых приёмов, используемых в производительной деятельности. Хотя ни один из этих проектов и не был реализован, ряд идей оказал влияние на дальнейшее развитие пед. мысли в Европе.
Создав в сер. 19 в. теорию науч. коммунизма, Маркс и Энгельс уделили в ней значительное место и проблемам воспитания, показав их неразрывную связь с социально-экономич. условиями жизни общества. Марксистское учение о гармонич. развитии человеческой личности, о соединении умств. образования с политехнич. и трудовым обучением как обязательном условии всестороннего развития человека явилось фундаментом социалистич. педагогики и теоретич. обоснованием Т. ш. Эти идеи впервые получили реализацию в практике строительства новой, сов. школы после Октябрьской социалистич. революции в России (см. Единая трудовая школа).
К третьему направлению в движении Т. ш. принадлежали представители самых различных течений в реформаторской педагогике (индивидуальная педагогика, педагогика личности, педагогика действия и т. п.). Они трактовали труд детей расширительно и видели сущность трудовой школы в разнообразной самостоятельной познавательной и художеств. деятельности уч-ся (самостоятельная работа по добыванию знаний, сочинения на свободную тему, рисование, ручной труд и др.). К этому направлению принадлежали, в частности, Э. Зальвюрк, К. Ланге, Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт, Г. Гаудиг, В. А. Лай, Г. Литц, Г. Винекен (Германия), А. Ферьер и Э. Эртли (Швейцария), О. Декроли (Бельгия), Дж. Дьюи (США) и др. сторонники нового воспитания.
Бурж. педагоги, говоря о Т. ш., фактически имели в виду нар. школу, в к-рой отсутствует серьёзное науч. образование, а сам труд носит ремесленный характер. В средней же школе трудовой принцип трактовался как стимулирование умственной самодеятельности уч-ся, а собственно труд, если он вводился в уч. план, использовался как средство физич. развития. Идеи так трактуемой Т. ш. широко применяются и в совр. школе и педагогике в бурж. странах.
Марксистское понимание Т. ш. требует осознания уч-ся роли труда в развитии общества, в привитии им общественных умений и навыков, а также политехнич. знаний, предполагает «. изучение техники в различных ее формах, взятой в ее развитии и всех ее опосредствованиях. Сюда входит и изучение «естественной технологии», как называл Маркс живую природу, и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики. Сюда входит и изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад» (Крупская Н. К., Пед. соч., т. 4, 1959, с. 195).
А. И. Пискунов. Москва.
Трудовая школа
Значение слова «Трудовая школа»
Трудовая школа, течение в реформаторской педагогике, представители которого выступали за создание школы, сочетающей образование, нравственное, эстетическое и физическое воспитание с выработкой у детей трудовых умений, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея Т. ш. была выдвинута представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), которые в своих проектах организации общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало и их требование подготовки детей в учебных заведениях к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности.
В 17 в. мысль о необходимости трудовой подготовки детей в школе высказал Я. А. Коменский. Английский экономист Дж. Беллерс разработал проект «промышленной школы» — трудового объединения взрослых, являющегося одновременно и образцовым воспитательным учреждением, где дети учатся полезным наукам, овладевают конкретными профессиями, приобретают любовь и уважение к труду. Ж. Ж. Руссо выдвинул требование готовить детей к с.-х. и ремесленному труду в процессе воспитания.
Видное место вопросы Т. ш. — трудового обучения и воспитания занимали в проектах организации народного образования эпохи Великой французской революции.
В конце 18 — начале 19 вв. И. Г. Песталоцци сформулировал положения, сыгравшие важную роль в дальнейшей разработке идеи Т. ш., проблем трудового воспитания: труд в сочетании с физическими упражнениями и играми благотворно сказывается на развитии детей; воспитательные учреждения не должны ограничиваться выработкой у детей владения небольшим кругом ремесленных приёмов — у них нужно развивать разносторонние способности и навыки, необходимые для быстрого включения в практическую деятельность в различных отраслях хозяйства.
В 1-й половине 19 в. проблема трудового обучения и воспитания детей в школе привлекала внимание представителей утопического социализма — Р. Оуэна, Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона, В. Вейтлинга. Наиболее интересны мысли Оуэна, считавшего, что в коммунистическом обществе будущего каждый ребёнок в процессе обучения и воспитания будет знакомиться с основными видами труда.
Большинство представителей реформаторских течений в буржуазной педагогике конца 19 — начала 20 вв. причисляли себя к сторонникам Т. ш., хотя сам труд учащихся трактовался представителями различных педагогических течений по-разному. В теории Т. ш. можно выделить 3 крупных направления. Представители первого из них видели сущность Т. ш. в том, что в учебный план вводится ручной труд как особый предмет преподавания, а трудовые умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по этому предмету, способствуют изучению других учебных дисциплин. Таким образом, ручной труд являлся и предметом и принципом всего обучения. Сторонники этого направления (так называемые мануалисты) много сделали для пропаганды идеи педагогически целесообразного ручного труда, разработки его методики, они стремились установить связь между ручным трудом и учебными занятиями, активизировать тем самым весь педагогический процесс.
Сторонники второго направления, идеологом которого был немецкий педагог Г. Кершенштейнер, рассматривая труд в начальной народной школе тоже как предмет и принцип обучения, видели его главную цель в выработке у детей старательности, честности, добросовестности и т.п. Т. ш. такого типа рассматривалась в качестве важного средства гражданского воспитания.
К третьему направлению в движении Т. ш. принадлежали представители многих течений в реформаторской педагогике (индивидуальная педагогика, педагогика личности, педагогика действия и т.п.), которые трактовали труд детей расширительно и видели сущность Т. ш. в разнообразной самостоятельной познавательной и художественной деятельности учащихся.
Буржуазные педагоги, говоря о Т. ш., фактически имели в виду начальную народную школу, которая не давала основ научного образования, а сам труд носил ремесленный характер. В средней же школе трудовой принцип трактовался как стимулирование умственной самостоятельности учащихся, а собственно труд, если он вводился в учебный план, использовался как средство физического развития. Идеи трактуемой таким образом Т. ш. применяются в современной школе и педагогике в буржуазных странах.
Создав в середине 19 в. теорию научного коммунизма, К. Маркс и Ф. Энгельс уделили в ней значительное место и проблемам воспитания, показав их неразрывную связь с социально-экономическими условиями жизни общества. Марксистское учение о гармоническом развитии человеческой личности, о соединении умственного образования с политехническим и трудовым обучением как обязательном условии всестороннего развития человека явилось фундаментом социалистической педагогики и теоретическом обоснованием политехнической Т. ш. Эти идеи впервые получили реализацию в практике строительства новой, советской трудовой школы после Октябрьской революции 1917. Марксистское понимание Т. ш. требует осознания учащимися роли труда в развитии общества, выработки трудовых умений и навыков, а также вооружения школьников политехническими знаниями (см. Политехническое образование).
Лит.: Маркс К., Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам, Маркс К. и Э н-гель с Ф., Соч., 2 изд., т. 16; его же. Капитал, т. 1, гл. 4, 5, 8, 9, 12, 13, там же, т. 23; Ленин В. И., Гимназические хозяйства и исправительные гимназии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; его же, Перлы народнического прожектерства, там же; его же, О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны, там же, т. 42; Крупская Н. К., Пед. соч., т. 1, М., 1957: т. 4, М., 1959; Пискунов А. И., Теория и практика трудовой школы в Германии (До Веймарской республики), М., 1963; Синицкий Л. Д., Трудовая школа, её принципы, задачи и идейные корни в прошлом, М., 1922; Трудовая школа в свете истории и современности. Сб. статей, под ред М. М. Рубинштейна, Л., 1924; Фортунатов А., Теория трудовой школы в её историческом развитии, ч. 1 — От Т. Мора до К. Маркса, М., 1925; Anders on L. F., History of manual and industrial school education, N. Y. — L., 1926; Bennet Ch. A., History of manual and industrial education, 1870 to 1917, Peorfa (Ill), 1937; Burger E., Arbeitsp ä dagogik, 2 Aufl., Lpz., 1923; Heywang E., Was ist Arbeitsschule?, 3 Aufl. Langensalza, 1927: Panthier A., Enqu ê te historique sur l’enseignement manuel dans les еcoles non techniques, P., 1907; Schloen Н., Entwicklung und Aufbau der Arbeitsschule, B., 1926; Wolff A., Arbeitsp ä dagogik, Tl 1, Langensalza, 1925; «Jahrbuch f ü r Erziehungs und Schulgeschichte», Jg 1, B., 1961.
Большая Советская Энциклопедия М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978
Читайте также в БСЭ :
Трудовое воспитание Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе — в широком смысле — целенаправленное ф.
Трудовое законодательство Трудовое законодательство, система правовых норм, которыми регулируются трудовые (и тесно связанные с трудовыми) отношения рабочих и служащих. Советское Т. з. устанавливает высокий урове.
Трудовая школа
Полезное
Смотреть что такое «Трудовая школа» в других словарях:
ТРУДОВАЯ ШКОЛА — направление в пед. теории и практике организации общего образования кон 19 1 й пол 20 вв Сторонники Т.Ш. стремились повысить воспитат. эффективность и социальную значимость школьного образования путем формирования у учащихся общетрудовых умений и … Российская педагогическая энциклопедия
трудовая школа — darbo mokykla statusas T sritis švietimas apibrėžtis Bendrojo lavinimo mokykla, kurioje mokymas grindžiamas ne vien mokymusi iš knygų, bet ir darbu. Darbas ir jo vaidmuo mokymo procese pedagogikos istorijoje buvo suprantama įvairiai: 1) kaip… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Трудовая школа — направление в педагогической теории и практике педагогики конца 19 в. 1 й половины 20 в. В трудах педагогов 17 18 вв. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) содержались многочисленные аргументы в пользу включения в учебный процесс трудовой… … Педагогический терминологический словарь
политехническая трудовая школа — politechninė darbo mokykla statusas T sritis švietimas apibrėžtis Buvusi sovietinė bendrojo lavinimo mokykla, taip pat Egipto mokyklos. Kitaip nei kitose istoriškai susiformavusiose mokymo sistemose, politechninėje darbo mokykloje bendrasis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Школа № 211 (Санкт-Петербург) — Школа № 211 им. Пьера де Кубертена У этого термина существуют и другие значения, см. Александровская женская гимназия … Википедия
Школа № 10 (Таганрог) — Школа № 10 Основана 1920 … Википедия
Школа Карла Мая — Содержание 1 Шаги истории 1.1 Вторая половина XIX века и начало XX века 1.2 Век XX й … Википедия
Школа К. Мая — Содержание 1 Шаги истории 1.1 Вторая половина XIX века и начало XX века 1.2 Век XX й … Википедия
Школа рабочей молодёжи — Школа рабочей молодёжи (ШРМ) общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от производства. Впервые была создана в 1943 году как школа подростков, работающих на предприятиях. Содержание 1 История … Википедия
Трудовая школа
Определение «Трудовая школа» в Большой Советской Энциклопедии
Трудовая школа, течение в реформаторской педагогике, представители которого выступали за создание школы, сочетающей образование, нравственное, эстетическое и физическое воспитание с выработкой у детей трудовых умений, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея Трудовая школа была выдвинута представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), которые в своих проектах организации общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало и их требование подготовки детей в учебных заведениях к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности.
Сторонники второго направления, идеологом которого был немецкий педагог Г. Кершенштейнер, рассматривая труд в начальной народной школе тоже как предмет и принцип обучения, видели его главную цель в выработке у детей старательности, честности, добросовестности и т.п. Трудовая школа такого типа рассматривалась в качестве важного средства гражданского воспитания.
К третьему направлению в движении Трудовая школа принадлежали представители многих течений в реформаторской педагогике (индивидуальная педагогика, педагогика личности, педагогика действия и т.п.), которые трактовали труд детей расширительно и видели сущность Трудовая школа в разнообразной самостоятельной познавательной и художественной деятельности учащихся.
Буржуазные педагоги, говоря о Трудовая школа, фактически имели в виду начальную народную школу, которая не давала основ научного образования, а сам труд носил ремесленный характер. В средней же школе трудовой принцип трактовался как стимулирование умственной самостоятельности учащихся, а собственно труд, если он вводился в учебный план, использовался как средство физического развития. Идеи трактуемой таким образом Трудовая школа применяются в современной школе и педагогике в буржуазных странах.
Создав в середине 19 в. теорию научного коммунизма, К. Маркс и Ф. Энгельс уделили в ней значительное место и проблемам воспитания, показав их неразрывную связь с социально-экономическими условиями жизни общества. Марксистское учение о гармоническом развитии человеческой личности, о соединении умственного образования с политехническим и трудовым обучением как обязательном условии всестороннего развития человека явилось фундаментом социалистической педагогики и теоретическом обоснованием политехнической Трудовая школа Эти идеи впервые получили реализацию в практике строительства новой, советской трудовой школы после Октябрьской революции 1917. Марксистское понимание Трудовая школа требует осознания учащимися роли труда в развитии общества, выработки трудовых умений и навыков, а также вооружения школьников политехническими знаниями (см. Политехническое образование).
Как видели сущность трудового обучения мануалисты
1.13.2. Теория трудовой школы
В реформаторском движении трудовой школы выделились две основные группы. Сторонники первой из них рассматривали труд как особый предмет преподавания и принцип обучения. Они считали, что трудовые умения и навыки, приобретенные учениками на уроках труда, будут использоваться в обучении всем другим учебным предметам. Представители этой группы видели главную цель трудовой школы в выработке у детей старательности, честности, добросовестности и т.п., что нужно прилежному работнику, и что является необходимой подготовкой к любой профессиональной деятельности. К числу наиболее известных педагогов принадлежал Георг Кершенштейнер (1854 – 1932) (Германия). Сущность теории гражданского воспитания заключается «в основном не в расширении умственного кругозора, а скорее в последовательной подготовке к прилежному, добросовестному, основательному, тщательному выполнению работы, в постоянном приучении к безусловному повиновению и верному исполнению долга и неуклонному следованию за авторитетом при выполнении своих служебных обязанностей». А поскольку воспитание человека осуществляется, прежде всего, в процессе повседневного труда, то и в условиях школы труд должен играть ведущую роль, школа должна стать трудовой.
Георг Кершенштейнер выделил признаки «трудовой школы».
Во-первых, основная задача школы заключается не в сообщении учащимся знаний, механически усваиваемых памятью, а в формировании характера, в выработке привычек, умений и навыков, необходимых для «продуктивной деятельности в жизни», «тщательному выполнению любой деятельности, благодаря которой она (школа) может развить волю, разум, тонкость чувств».
Во-вторых, так как люди от природы обладают различной умственной одаренностью, то отсюда вытекают различия и в их роли в общественной жизни: одни занимаются умственным трудом, играют руководящую роль, выдвигают перед обществом общие цели и конкретные задачи. Другие же заняты исключительно физическим трудом и осуществлением предначертаний своих «вождей». Представители каждой из этих групп людей уже в стенах школы должны получать известную профессиональную подготовку, главным образом сводящуюся к выработке характера, созданию психологической установки на умственный или физический труд.
В-третьих, трудовая школа может быть двух типов (Рисунок 7). С одной стороны, это средняя общеобразовательная школа, готовящая молодежь к поступлению в высшие учебные заведения и к профессиональной деятельности, связанной исключительно с умственным трудом. «Трудовой» характер этих школ проявляется в привитии учащимся элементарных навыков работы в соответствующих областях знания. Физический труд в этих школах является ненужным. С другой стороны, это трудовая народная школа для самых широких масс трудящихся, готовящая к практической деятельности в сфере физического труда, которая носит совершенно противоположный характер. Здесь основную роль играет обучение какому-нибудь виду труда. Занятия им используется для выработки у детей привычки к добросовестности, точному и тщательному выполнению любой работы, а также для воспитания чувства удовлетворения и наслаждения своим «трудом на службе гражданскому образу мыслей».
Рисунок 7. – Система школ по Г.Кершенштейнеру
В-четвертых, трудовая школа Кершенштейнера не имеет никакой связи с общественно производительным трудом, она не знакомит детей и подростков, посещающих как начальную, так и среднюю школу, с организацией производства, с его научно-технической базой.
В-пятых, в школах Георг Кершенштейнер, считая нужным широко использовать различные виды ремесленного труда, самостоятельные лабораторные работы, практические работы, ручной труд на уроках общеобразовательных дисциплин, не ставил целью непосредственную подготовку к занятиям той или иной профессиональной деятельностью. Собственно профессиональная подготовка, по Кершенштейнеру, должна осуществляться в так называемых дополнительных школах для работающих подростков, имеющих образование в объеме народной школы. Дополнительные школы создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям которой приспосабливалось изучение всех предметов.
Сторонники второй группы трактовали труд в школе как всякого рода активную деятельность (мускульную, интеллектуальную, творчески-изобразительную) и видели сущность трудовой школы в разнообразной самостоятельной познавательной и художественной деятельности учащихся (самостоятельная работа по добыванию знаний, сочинения на свободную тему, рисование, ручной труд и др.). К этой группе принадлежал, в частности, немецкий педагог Генрих Шаррельман (1871 – 1940). В своей книге «Трудовая школа» он пишет: «Я понимаю под трудовой школой такую реформу школы, когда
– учитель образует вместе со своими учениками самое интимное сообщество, основанное на взаимном доверии и понимании;
– где в общей работе (согласно большинству детских голосов, при содействии учителя) учитель стремится к разрешению самостоятельно избранных целей самостоятельно избранными путями;
– где важнейшими задачами учителя являются возбуждение и постоянное объединение рассеянных сил детей на общих задачах;
– где живой интерес детей является исходной точкой всех педагогических и дидактических мер;
– где в первую очередь ставятся задачи творческим силам ребенка, благодаря чему косвенным путем одновременно развиваются и все другие его силы;
– где важнейшей формой учения является свободный и непринужденный разговор, который, как это бывает в беседе между образованными людьми, допускает всякие замечания и по достоинству оценивает всякие ценные сообщения;
– где конечные дидактические и нравственные цели находятся в руках учителя и являются его частным делом, о котором он обязан отдавать отчет только родительским организациям, но которое тщательно скрывается перед детьми;
– где, однако, ребенок уверен в том, что все нити преподавания в его собственных руках;
– где все наказания и запрещения учителя заменяются законами, самостоятельно изданными и имеющими силу в пределах классного обихода;
– где, согласуясь с индуктивным методом детского мышления и ощущения, учитель стремится устранить всякие обобщения, общие понятия и абстракции с целью предохранить детей от слишком ранних обобщений и, вместо этого, расширять и углублять наглядную основу детского миропознания;
– где учитель старается во всех предметах высоко поставить принцип терпимости и не вести пропаганды ни конфессиональной (вследствие любви к религии), ни партийной или философской – вследствие любви к научной истине;
– где школьные предметы все больше и больше растворяются в целостности преподавания;
– где всякая ручная деятельность играет роль только постольку, поскольку она необходима и полезна для углубления и разрешения духовных вопросов;
– где ученики получают разумное воспитание для пользования средствами нашей культуры;
– где эпизодическое преподавание… играет гораздо большую роль, чем всякое систематическое преподавание. И др. в том же роде».
Однако оба направления трудовой школы сходились в главном: основу организации школьной жизни ребенка должна составлять активная трудовая деятельность, при которой труд выступает как средство приобретения опыта, формирование сообщества в школе, воспитание разносторонне развитой личности. В этом сторонников трудовой школы поддерживали представители и других течений (прагматисты, экспериментальная педагогика и др.).