как видели сущность трудового обучения мануалисты

ТРУДОВАЯ ШКОЛА

Расстановка ударений: ТРУДОВА`Я ШКО`ЛА

Видное место вопросы трудового обучения и воспитания занимали в проектах организации нар. образования, составленных деятелями Франц. бурж. революции конца 18 в. Так, Ж. А. Кондорсе уже для нач. школы предусматривал ознакомление детей с приёмами с. х-ва и ремесла. В школах 2-й ступени он считал необходимым сообщать такие сведения из математики, естествознания, химии и др. предметов, к-рые необходимы в трудовой деятельности. На завершающей ступени общего образования Кондорсе предлагал обучать юношество не только тому, что необходимо каждому гражданину независимо от профессии, но и тому, что помогает овладевать общетрудовыми умениями. Л. М. Лепелетье в своём плане обществ. воспитания всех детей от 5 до 12 лет отмечал необходимость их общетрудового воспитания, выработки у них привычки к труду и трудолюбия, что является залогом и предпосылкой процветания республики. Наконец, А. Л. Лавуазье высказал ряд соображений о сочетании в школе умств. образования детей с вооружением их гл. элементами трудовых приёмов, используемых в производительной деятельности. Хотя ни один из этих проектов и не был реализован, ряд идей оказал влияние на дальнейшее развитие пед. мысли в Европе.

Создав в сер. 19 в. теорию науч. коммунизма, Маркс и Энгельс уделили в ней значительное место и проблемам воспитания, показав их неразрывную связь с социально-экономич. условиями жизни общества. Марксистское учение о гармонич. развитии человеческой личности, о соединении умств. образования с политехнич. и трудовым обучением как обязательном условии всестороннего развития человека явилось фундаментом социалистич. педагогики и теоретич. обоснованием Т. ш. Эти идеи впервые получили реализацию в практике строительства новой, сов. школы после Октябрьской социалистич. революции в России (см. Единая трудовая школа).

К третьему направлению в движении Т. ш. принадлежали представители самых различных течений в реформаторской педагогике (индивидуальная педагогика, педагогика личности, педагогика действия и т. п.). Они трактовали труд детей расширительно и видели сущность трудовой школы в разнообразной самостоятельной познавательной и художеств. деятельности уч-ся (самостоятельная работа по добыванию знаний, сочинения на свободную тему, рисование, ручной труд и др.). К этому направлению принадлежали, в частности, Э. Зальвюрк, К. Ланге, Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт, Г. Гаудиг, В. А. Лай, Г. Литц, Г. Винекен (Германия), А. Ферьер и Э. Эртли (Швейцария), О. Декроли (Бельгия), Дж. Дьюи (США) и др. сторонники нового воспитания.

Бурж. педагоги, говоря о Т. ш., фактически имели в виду нар. школу, в к-рой отсутствует серьёзное науч. образование, а сам труд носит ремесленный характер. В средней же школе трудовой принцип трактовался как стимулирование умственной самодеятельности уч-ся, а собственно труд, если он вводился в уч. план, использовался как средство физич. развития. Идеи так трактуемой Т. ш. широко применяются и в совр. школе и педагогике в бурж. странах.

Марксистское понимание Т. ш. требует осознания уч-ся роли труда в развитии общества, в привитии им общественных умений и навыков, а также политехнич. знаний, предполагает «. изучение техники в различных ее формах, взятой в ее развитии и всех ее опосредствованиях. Сюда входит и изучение «естественной технологии», как называл Маркс живую природу, и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики. Сюда входит и изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад» (Крупская Н. К., Пед. соч., т. 4, 1959, с. 195).

А. И. Пискунов. Москва.

Источник

Трудовая школа

Значение слова «Трудовая школа»

Трудовая школа, течение в реформаторской педагогике, представители которого выступали за создание школы, сочетающей образование, нравственное, эстетическое и физическое воспитание с выработкой у детей трудовых умений, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея Т. ш. была выдвинута представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), которые в своих проектах организации общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало и их требование подготовки детей в учебных заведениях к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности.

В 17 в. мысль о необходимости трудовой подготовки детей в школе высказал Я. А. Коменский. Английский экономист Дж. Беллерс разработал проект «промышленной школы» — трудового объединения взрослых, являющегося одновременно и образцовым воспитательным учреждением, где дети учатся полезным наукам, овладевают конкретными профессиями, приобретают любовь и уважение к труду. Ж. Ж. Руссо выдвинул требование готовить детей к с.-х. и ремесленному труду в процессе воспитания.

Видное место вопросы Т. ш. — трудового обучения и воспитания занимали в проектах организации народного образования эпохи Великой французской революции.

В конце 18 — начале 19 вв. И. Г. Песталоцци сформулировал положения, сыгравшие важную роль в дальнейшей разработке идеи Т. ш., проблем трудового воспитания: труд в сочетании с физическими упражнениями и играми благотворно сказывается на развитии детей; воспитательные учреждения не должны ограничиваться выработкой у детей владения небольшим кругом ремесленных приёмов — у них нужно развивать разносторонние способности и навыки, необходимые для быстрого включения в практическую деятельность в различных отраслях хозяйства.

В 1-й половине 19 в. проблема трудового обучения и воспитания детей в школе привлекала внимание представителей утопического социализма — Р. Оуэна, Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона, В. Вейтлинга. Наиболее интересны мысли Оуэна, считавшего, что в коммунистическом обществе будущего каждый ребёнок в процессе обучения и воспитания будет знакомиться с основными видами труда.

Большинство представителей реформаторских течений в буржуазной педагогике конца 19 — начала 20 вв. причисляли себя к сторонникам Т. ш., хотя сам труд учащихся трактовался представителями различных педагогических течений по-разному. В теории Т. ш. можно выделить 3 крупных направления. Представители первого из них видели сущность Т. ш. в том, что в учебный план вводится ручной труд как особый предмет преподавания, а трудовые умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по этому предмету, способствуют изучению других учебных дисциплин. Таким образом, ручной труд являлся и предметом и принципом всего обучения. Сторонники этого направления (так называемые мануалисты) много сделали для пропаганды идеи педагогически целесообразного ручного труда, разработки его методики, они стремились установить связь между ручным трудом и учебными занятиями, активизировать тем самым весь педагогический процесс.

Сторонники второго направления, идеологом которого был немецкий педагог Г. Кершенштейнер, рассматривая труд в начальной народной школе тоже как предмет и принцип обучения, видели его главную цель в выработке у детей старательности, честности, добросовестности и т.п. Т. ш. такого типа рассматривалась в качестве важного средства гражданского воспитания.

К третьему направлению в движении Т. ш. принадлежали представители многих течений в реформаторской педагогике (индивидуальная педагогика, педагогика личности, педагогика действия и т.п.), которые трактовали труд детей расширительно и видели сущность Т. ш. в разнообразной самостоятельной познавательной и художественной деятельности учащихся.

Буржуазные педагоги, говоря о Т. ш., фактически имели в виду начальную народную школу, которая не давала основ научного образования, а сам труд носил ремесленный характер. В средней же школе трудовой принцип трактовался как стимулирование умственной самостоятельности учащихся, а собственно труд, если он вводился в учебный план, использовался как средство физического развития. Идеи трактуемой таким образом Т. ш. применяются в современной школе и педагогике в буржуазных странах.

Создав в середине 19 в. теорию научного коммунизма, К. Маркс и Ф. Энгельс уделили в ней значительное место и проблемам воспитания, показав их неразрывную связь с социально-экономическими условиями жизни общества. Марксистское учение о гармоническом развитии человеческой личности, о соединении умственного образования с политехническим и трудовым обучением как обязательном условии всестороннего развития человека явилось фундаментом социалистической педагогики и теоретическом обоснованием политехнической Т. ш. Эти идеи впервые получили реализацию в практике строительства новой, советской трудовой школы после Октябрьской революции 1917. Марксистское понимание Т. ш. требует осознания учащимися роли труда в развитии общества, выработки трудовых умений и навыков, а также вооружения школьников политехническими знаниями (см. Политехническое образование).

Лит.: Маркс К., Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам, Маркс К. и Э н-гель с Ф., Соч., 2 изд., т. 16; его же. Капитал, т. 1, гл. 4, 5, 8, 9, 12, 13, там же, т. 23; Ленин В. И., Гимназические хозяйства и исправительные гимназии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; его же, Перлы народнического прожектерства, там же; его же, О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны, там же, т. 42; Крупская Н. К., Пед. соч., т. 1, М., 1957: т. 4, М., 1959; Пискунов А. И., Теория и практика трудовой школы в Германии (До Веймарской республики), М., 1963; Синицкий Л. Д., Трудовая школа, её принципы, задачи и идейные корни в прошлом, М., 1922; Трудовая школа в свете истории и современности. Сб. статей, под ред М. М. Рубинштейна, Л., 1924; Фортунатов А., Теория трудовой школы в её историческом развитии, ч. 1 — От Т. Мора до К. Маркса, М., 1925; Anders on L. F., History of manual and industrial school education, N. Y. — L., 1926; Bennet Ch. A., History of manual and industrial education, 1870 to 1917, Peorfa (Ill), 1937; Burger E., Arbeitsp ä dagogik, 2 Aufl., Lpz., 1923; Heywang E., Was ist Arbeitsschule?, 3 Aufl. Langensalza, 1927: Panthier A., Enqu ê te historique sur l’enseignement manuel dans les еcoles non techniques, P., 1907; Schloen Н., Entwicklung und Aufbau der Arbeitsschule, B., 1926; Wolff A., Arbeitsp ä dagogik, Tl 1, Langensalza, 1925; «Jahrbuch f ü r Erziehungs und Schulgeschichte», Jg 1, B., 1961.

Большая Советская Энциклопедия М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978

Читайте также в БСЭ :

Трудовое воспитание Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе — в широком смысле — целенаправленное ф.

Трудовое законодательство Трудовое законодательство, система правовых норм, которыми регулируются трудовые (и тесно связанные с трудовыми) отношения рабочих и служащих. Советское Т. з. устанавливает высокий урове.

Источник

Трудовая школа

Полезное

Смотреть что такое «Трудовая школа» в других словарях:

ТРУДОВАЯ ШКОЛА — направление в пед. теории и практике организации общего образования кон 19 1 й пол 20 вв Сторонники Т.Ш. стремились повысить воспитат. эффективность и социальную значимость школьного образования путем формирования у учащихся общетрудовых умений и … Российская педагогическая энциклопедия

трудовая школа — darbo mokykla statusas T sritis švietimas apibrėžtis Bendrojo lavinimo mokykla, kurioje mokymas grindžiamas ne vien mokymusi iš knygų, bet ir darbu. Darbas ir jo vaidmuo mokymo procese pedagogikos istorijoje buvo suprantama įvairiai: 1) kaip… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Трудовая школа — направление в педагогической теории и практике педагогики конца 19 в. 1 й половины 20 в. В трудах педагогов 17 18 вв. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) содержались многочисленные аргументы в пользу включения в учебный процесс трудовой… … Педагогический терминологический словарь

политехническая трудовая школа — politechninė darbo mokykla statusas T sritis švietimas apibrėžtis Buvusi sovietinė bendrojo lavinimo mokykla, taip pat Egipto mokyklos. Kitaip nei kitose istoriškai susiformavusiose mokymo sistemose, politechninėje darbo mokykloje bendrasis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Школа № 211 (Санкт-Петербург) — Школа № 211 им. Пьера де Кубертена У этого термина существуют и другие значения, см. Александровская женская гимназия … Википедия

Школа № 10 (Таганрог) — Школа № 10 Основана 1920 … Википедия

Школа Карла Мая — Содержание 1 Шаги истории 1.1 Вторая половина XIX века и начало XX века 1.2 Век XX й … Википедия

Школа К. Мая — Содержание 1 Шаги истории 1.1 Вторая половина XIX века и начало XX века 1.2 Век XX й … Википедия

Школа рабочей молодёжи — Школа рабочей молодёжи (ШРМ) общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от производства. Впервые была создана в 1943 году как школа подростков, работающих на предприятиях. Содержание 1 История … Википедия

Источник

Трудовая школа

Определение «Трудовая школа» в Большой Советской Энциклопедии

Трудовая школа, течение в реформаторской педагогике, представители которого выступали за создание школы, сочетающей образование, нравственное, эстетическое и физическое воспитание с выработкой у детей трудовых умений, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея Трудовая школа была выдвинута представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), которые в своих проектах организации общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало и их требование подготовки детей в учебных заведениях к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности.

Сторонники второго направления, идеологом которого был немецкий педагог Г. Кершенштейнер, рассматривая труд в начальной народной школе тоже как предмет и принцип обучения, видели его главную цель в выработке у детей старательности, честности, добросовестности и т.п. Трудовая школа такого типа рассматривалась в качестве важного средства гражданского воспитания.

К третьему направлению в движении Трудовая школа принадлежали представители многих течений в реформаторской педагогике (индивидуальная педагогика, педагогика личности, педагогика действия и т.п.), которые трактовали труд детей расширительно и видели сущность Трудовая школа в разнообразной самостоятельной познавательной и художественной деятельности учащихся.

Буржуазные педагоги, говоря о Трудовая школа, фактически имели в виду начальную народную школу, которая не давала основ научного образования, а сам труд носил ремесленный характер. В средней же школе трудовой принцип трактовался как стимулирование умственной самостоятельности учащихся, а собственно труд, если он вводился в учебный план, использовался как средство физического развития. Идеи трактуемой таким образом Трудовая школа применяются в современной школе и педагогике в буржуазных странах.

Создав в середине 19 в. теорию научного коммунизма, К. Маркс и Ф. Энгельс уделили в ней значительное место и проблемам воспитания, показав их неразрывную связь с социально-экономическими условиями жизни общества. Марксистское учение о гармоническом развитии человеческой личности, о соединении умственного образования с политехническим и трудовым обучением как обязательном условии всестороннего развития человека явилось фундаментом социалистической педагогики и теоретическом обоснованием политехнической Трудовая школа Эти идеи впервые получили реализацию в практике строительства новой, советской трудовой школы после Октябрьской революции 1917. Марксистское понимание Трудовая школа требует осознания учащимися роли труда в развитии общества, выработки трудовых умений и навыков, а также вооружения школьников политехническими знаниями (см. Политехническое образование).

Источник

Как видели сущность трудового обучения мануалисты

1.13.2. Теория трудовой школы

как видели сущность трудового обучения мануалисты. Смотреть фото как видели сущность трудового обучения мануалисты. Смотреть картинку как видели сущность трудового обучения мануалисты. Картинка про как видели сущность трудового обучения мануалисты. Фото как видели сущность трудового обучения мануалисты

В реформаторском движении трудовой школы выделились две основные группы. Сторонники первой из них рассматривали труд как особый предмет преподавания и принцип обучения. Они считали, что трудовые умения и навыки, приобретенные учениками на уроках труда, будут использоваться в обучении всем другим учебным предметам. Представители этой группы видели главную цель трудовой школы в выработке у детей старательности, честности, добросовестности и т.п., что нужно прилежному работнику, и что является необходимой подготовкой к любой профессиональной деятельности. К числу наиболее известных педагогов принадлежал Георг Кершенштейнер (1854 – 1932) (Германия). Сущность теории гражданского воспитания заключается «в основном не в расширении умственного кругозора, а скорее в последовательной подготовке к прилежному, добросовестному, основательному, тщательному выполнению работы, в постоянном приучении к безусловному повиновению и верному исполнению долга и неуклонному следованию за авторитетом при выполнении своих служебных обязанностей». А поскольку воспитание человека осуществляется, прежде всего, в процессе повседневного труда, то и в условиях школы труд должен играть ведущую роль, школа должна стать трудовой.

Георг Кершенштейнер выделил признаки «трудовой школы».

Во-первых, основная задача школы заключается не в сообщении учащимся знаний, механически усваиваемых памятью, а в формировании характера, в выработке привычек, умений и навыков, необходимых для «продуктивной деятельности в жизни», «тщательному выполнению любой деятельности, благодаря которой она (школа) может развить волю, разум, тонкость чувств».

Во-вторых, так как люди от природы обладают различной умственной одаренностью, то отсюда вытекают различия и в их роли в общественной жизни: одни занимаются умственным трудом, играют руководящую роль, выдвигают перед обществом общие цели и конкретные задачи. Другие же заняты исключительно физическим трудом и осуществлением предначертаний своих «вождей». Представители каждой из этих групп людей уже в стенах школы должны получать известную профессиональную подготовку, главным образом сводящуюся к выработке характера, созданию психологической установки на умственный или физический труд.

В-третьих, трудовая школа может быть двух типов (Рисунок 7). С одной стороны, это средняя общеобразовательная школа, готовящая молодежь к поступлению в высшие учебные заведения и к профессиональной деятельности, связанной исключительно с умственным трудом. «Трудовой» характер этих школ проявляется в привитии учащимся элементарных навыков работы в соответствующих областях знания. Физический труд в этих школах является ненужным. С другой стороны, это трудовая народная школа для самых широких масс трудящихся, готовящая к практической деятельности в сфере физического труда, которая носит совершенно противоположный характер. Здесь основную роль играет обучение какому-нибудь виду труда. Занятия им используется для выработки у детей привычки к добросовестности, точному и тщательному выполнению любой работы, а также для воспитания чувства удовлетворения и наслаждения своим «трудом на службе гражданскому образу мыслей».

как видели сущность трудового обучения мануалисты. Смотреть фото как видели сущность трудового обучения мануалисты. Смотреть картинку как видели сущность трудового обучения мануалисты. Картинка про как видели сущность трудового обучения мануалисты. Фото как видели сущность трудового обучения мануалисты

Рисунок 7. – Система школ по Г.Кершенштейнеру

В-четвертых, трудовая школа Кершенштейнера не имеет никакой связи с общественно производительным трудом, она не знакомит детей и подростков, посещающих как начальную, так и среднюю школу, с организацией производства, с его научно-технической базой.

В-пятых, в школах Георг Кершенштейнер, считая нужным широко использовать различные виды ремесленного труда, самостоятельные лабораторные работы, практические работы, ручной труд на уроках общеобразовательных дисциплин, не ставил целью непосредственную подготовку к занятиям той или иной профессиональной деятельностью. Собственно профессиональная подготовка, по Кершенштейнеру, должна осуществляться в так называемых дополнительных школах для работающих подростков, имеющих образование в объеме народной школы. Дополнительные школы создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям которой приспосабливалось изучение всех предметов.

Сторонники второй группы трактовали труд в школе как всякого рода активную деятельность (мускульную, интеллектуальную, творчески-изобразительную) и видели сущность трудовой школы в разнообразной самостоятельной познавательной и художественной деятельности учащихся (самостоятельная работа по добыванию знаний, сочинения на свободную тему, рисование, ручной труд и др.). К этой группе принадлежал, в частности, немецкий педагог Генрих Шаррельман (1871 – 1940). В своей книге «Трудовая школа» он пишет: «Я понимаю под трудовой школой такую реформу школы, когда

– учитель образует вместе со своими учениками самое интимное сообщество, основанное на взаимном доверии и понимании;

– где в общей работе (согласно большинству детских голосов, при содействии учителя) учитель стремится к разрешению самостоятельно избранных целей самостоятельно избранными путями;

– где важнейшими задачами учителя являются возбуждение и постоянное объединение рассеянных сил детей на общих задачах;

– где живой интерес детей является исходной точкой всех педагогических и дидактических мер;

– где в первую очередь ставятся задачи творческим силам ребенка, благодаря чему косвенным путем одновременно развиваются и все другие его силы;

– где важнейшей формой учения является свободный и непринужденный разговор, который, как это бывает в беседе между образованными людьми, допускает всякие замечания и по достоинству оценивает всякие ценные сообщения;

– где конечные дидактические и нравственные цели находятся в руках учителя и являются его частным делом, о котором он обязан отдавать отчет только родительским организациям, но которое тщательно скрывается перед детьми;

– где, однако, ребенок уверен в том, что все нити преподавания в его собственных руках;

– где все наказания и запрещения учителя заменяются законами, самостоятельно изданными и имеющими силу в пределах классного обихода;

– где, согласуясь с индуктивным методом детского мышления и ощущения, учитель стремится устранить всякие обобщения, общие понятия и абстракции с целью предохранить детей от слишком ранних обобщений и, вместо этого, расширять и углублять наглядную основу детского миропознания;

– где учитель старается во всех предметах высоко поставить принцип терпимости и не вести пропаганды ни конфессиональной (вследствие любви к религии), ни партийной или философской – вследствие любви к научной истине;

– где школьные предметы все больше и больше растворяются в целостности преподавания;

– где всякая ручная деятельность играет роль только постольку, поскольку она необходима и полезна для углубления и разрешения духовных вопросов;

– где ученики получают разумное воспитание для пользования средствами нашей культуры;

– где эпизодическое преподавание… играет гораздо большую роль, чем всякое систематическое преподавание. И др. в том же роде».

Однако оба направления трудовой школы сходились в главном: основу организации школьной жизни ребенка должна составлять активная трудовая деятельность, при которой труд выступает как средство приобретения опыта, формирование сообщества в школе, воспитание разносторонне развитой личности. В этом сторонников трудовой школы поддерживали представители и других течений (прагматисты, экспериментальная педагогика и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *