кидать яйца на пасху
Зачем на Пасху бьются яйцами
Пасха – это самый важный православный праздник, символами которого является пасхальный кулич и крашеные яйца. С давних времен люди одаривали друг друга такой ритуальной пищей, но мало кто знает, откуда пошла традиция биться яйцами на праздник, зачем это делается и значение обряда.
Истории появления традиции
Вокруг традиции, связанной с разбиванием яиц, существует несколько версий ее появления.
Победа жизни над смертью
Одна из самых давних традиций на Пасху, которая и по сей день выполняется людьми – биться яйцами. Зачем это делается, откуда пошел такой обычай и какое несет в себе значение, задаются вопросом многие люди. Согласно одной из версий, впервые такая традиция появилась во времена правления императора Константина Великого и его матери Святой Елены.
С давних времен яйцо символизирует обновление жизни, красный цвет олицетворяет кровь, которую пролил Иисус на кресте.
Открытие гробницы
Другая версия появления такого обычая связана с тем фактом, что гробницу, где лежал Иисус после смерти, забросали камнями, напоминающими по форме яйцо. Исходя из этого, разбивать яйца на Пасху стало символом открытия гробницы и воскресения Спасителя.
Начало полевых работ
Еще одним объяснением появления обряда разбивания яиц связано с древней славянской традицией, когда на Пасху отмечали уровень готовности к началу полевых работ. Славяне брали поднос и ставили на него кулич, посыпанный зерном, являющимся символом плодородия, и куриные яйца, расписанные символами каждой семьи.
С таким подносом было принято ходить по домам и спрашивать у хозяев: «Готовы ли вы к посевным работам?». Когда люди обменивались шутливыми фразами, проводилось соревнование по разбитию расписных яиц. Человеку, чье яйцо было разбито, отдавали другое и говорили: «Слабо ваше семя, возьмите наше!».
Биться, но не целоваться
В древности люди были намного целомудреннее по сравнению с современным народом. Поцелуи с противоположным полом считались неприличными, однако, они настолько сильно были радостны и эмоциональны, что придумали традицию биться яйцами на Пасху. Это еще одна версия с необычным значением, откуда и зачем пошел такой обычай. Люди бились яйцами в Пасхальное воскресенье три раза.
Борьба зла со злом
Само по себе сражение яиц на Пасху символизировало борьбу добра со злом. Считалось, что добро всегда побеждает зло, как во всех русских народных сказках.
Яйцо, которое считали «злым», принято было съедать для полного его уничтожения. Победившее яйцо символизировало добро и считалось мощным оберегом от порчи, сглазов, различных заболеваний и других бедствий.
Языческие корни
Данная теория никак не связана с Пасхой, а имеет языческое начало. Яйцо, выкрашенное в красный цвет, являлось символом богатства и плодородия, поэтому соседи бились ими, чтобы узнать, чем дом является счастливее.
Люди ходили по домам своих соседей и сражались, чтобы проверить скорлупу на прочность. В том случае, если яйцо гостя одерживало победу, его оставляли в доме у соседей. Это был своего рода подарок, символизирующий богатство, хороший урожай и благополучие в следующем году.
Разбивание скорлупы яиц в современности
Опробование ритуальной пасхальной еды на прочность является символическим действием, которое проводит не только православное население, а также католическое в разных государствах мира.
Данная традиция биться яйцами на Пасху имеет несколько значений. Известно несколько версий, зачем это делается и откуда пошел обычай. Однако, в настоящее время весь смысл традиции был утерян и представляет собой сейчас лишь интересную забаву.
В настоящее время это обычная игра, в которую могут искать как парами, так и группами. Люди берут по одному крашеному куриному яйцу, затем бьют о другое острым краем. Человек, чье яйцо осталось целым, забирал себе разбитое, затем продолжал забаву с другими участниками.
Интересно, но есть несколько рекомендаций, как бить яйца:
Очень любят играть в такую игру дети, им это доставляет неимоверное удовольствие.
Традиция биться яйцами на Пасху: история происхождения обычая и как правильно стукаться
Пасха – священный праздник, в этот день весь русский народ отмечает день воскрешения Иисуса Христа. С этого момента появилась вера, что после смерти существует новая жизнь. Есть традиция, что в этот день принято дарить крашеные яйца и разбивать их, но, мало кто знает, откуда она появилась.
Две легенды
Традиция, по которой на Пасху бьются яйцами, связана с двумя красивыми легендами. Еще во времена существования древних племен Арьянов яйца считались символом врага. Ими бились для того, чтобы выявить победителя, но разбитый продукт никто не ел, его утилизировали или скармливали животным.
Читайте также↓↓↓
Вторая легенда, почему на пасху красят яйца и бьют их друг об друга более правдивая. Если верить ей, после того как тело Иисуса Христа было распято, его положили в пещеру и замуровали ее огромным камнем, который по форме похож на яйцо. Открыть пещеру можно было, только разбив его. С тех пор и существует традиция разбивать скорлупу продукта, как символ почета воскрешения Иисуса Христа. Обе эти легенды не подтверждены официально, откуда точно появилась эта традиция уже никому не известно.
Оттуда же, откуда и пошла традиция стукаться, стало приято окрашивать их в красный цвет. Это символ крови всевышнего за то, что ему пришлось пролить ее за грехи других людей.
Как правильно дарить
Битву на яйцах на Пасху осуществляют на самостоятельно окрашенном или на подаренном продукте. Дарить другому человеку их нужно так:
Согласно поверью, сначала подарок должен вручить младший член семьи, а в ответ ему подарить окрашенный продукт представитель старшего поколения. После этого бьют яйца на Пасху и выявляют победителя. Подарок можно красиво положить в упаковку или маленькую корзинку.
Чтобы яйца лучше блестели, нужно после окрашивания протереть их ватным диском, смоченным в растительном масле.
Пасхальные игры
Маленькие дети не знают, историю происхождения обычая стукаться яйцами или не до конца ее понимают. Есть несколько игр, которые помогут привить в них любовь к этим традициям:
Не всегда чокаются яйцами, игры могут быть любыми. У славян есть традиция на праздник играть в «волчок», они кладут продукты на стол и раскручивают их. У кого яйцо больше крутится, тот и одержал победу. Еще одни вариант игры – катание с импровизированной горки, у кого оно дальше укатится, тот выиграл.
Почему не бьется
Если яйцо не разбилось на пасху, то это может быть связано со следующими причинами:
Читайте также↓↓↓
Куда деть скорлупу
Скорлупу, оставшуюся от яиц, которыми стукаются на Пасху или последующий праздник красную горку. Священнослужители говорят, что их можно спокойно выбросить, даже если они перед этим были освящены, ведь, процедура обозначает просто благословение церкви на еду.
Предки не спешили выкидывать скорлупу, которая оставалась после праздников. Они сжигали ее, закапывали в земле, бросали в реку или относили в церковь. На ней также проводили некоторые магические ритуалы. Сейчас все это ушло в историю, и большинство людей просто выкидывают скорлупу после ее употребления.
Еще с давних времен существует традиция красить яйца перед наступлением пасхи и дарить их друг другу, она символизирует знак почета тому моменту, когда был возрожден Иисус Христос. Рекомендуется дополнительно украсить яйца, чтобы сделать приятно близким и организовать игру.
Зачем мы бьемся яйцами? О самом веселом церковном празднике
В это воскресенье миллионы верующих отмечают Пасху — один из важнейших христианских праздников. Для многих россиян, которые не соблюдают церковные обряды, Пасха также становится поводом для встречи с друзьями или семейного торжества. Однако, несмотря на популярность праздника, традиции его празднования иногда вызывают вопросы.
Что означает слово «Пасха»? И что вообще отмечают?
От еврейского слово «пасха» буквально переводится как «прохождение мимо», а метафорично — «переход от смерти к жизни». По Ветхому Завету в Пасху отмечалось освобождение евреев от египетского плена. После зарождения христианства в Пасху стали праздновать воскресение Иисуса Христа. Символизм двух праздников весьма схож. Бог освободил еврейский народ от плена и смерти. Иисус же освобождает все человечество от смерти и греха.
Почему у Пасхи нет четкой даты?
Исторически сложилось, что дату празднования Пасхи вычисляют по лунно-солнечному календарю. Главный христианский праздник должен отмечаться в ночь на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В 2017 году Пасха выпала на 16 апреля.
Что такое Чистый четверг, Страстная пятница и как все это связано с Пасхой?
За неделю до Пасхи начинается последняя, самая строгая, неделя Великого поста. Она называется Страстной. Дни с понедельника по субботу называются Страстными или Великими. Четверг также именуют Чистым, потому что в этот день традиционно начиналась уборка дома перед праздником. Завершается неделя Светлым Христовым Воскресением.
Можно ли праздновать Пасху, если не постился? Или если я принадлежу другой вере?
Можно. Пасха — это праздник и для постившихся, и для тех, кто не соблюдал пост. Нет никаких ограничений и для представителей других религий.
Как правильно отмечать Пасху?
Верующие приходят к полуночи с субботы на воскресенье в храмы и участвуют в торжественных богослужениях. После их окончания христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!», затем идут за праздничный стол кушать кажущиеся невероятно вкусными после Поста куличи (сладкая булка), пасху (сладкая творожная масса) и куриные яйца. Невоцерковленные люди просто садятся за праздничный стол с близкими людьми. Празднуется Пасха 40 дней, самой торжественной является первая неделя, именуемая Светлой. Весь этот период принято ходить в гости к знакомым с гостинцами. Приветствие «Христос воскресе!» актуально все 40 дней.
На Пасху красят яйца. Зачем?
Этот обычай связан с легендой. Последовательница Христа Мария Магдалина после воскрешения Христа проповедовала в Риме. Однажды женщина пришла с проповедью к римскому императору Тиберию. Правителям принято дарить дары, Мария преподнесла венценосцу куриные яйца и сказала ему: «Христос воскрес». Римлянин в ответ рассмеялся: «Как яйца всегда белые, а не красные, так и мертвые не воскресают». В тот же миг яйца стали пурпурными.
В память об этом яйца окрашивают пищевыми красителями, причем использовать можно совершенно любые цвета. Красный просто считается основным.
А зачем потом яйцами биться?
Какого-либо религиозного смысла или традиции в этом нет. Зато это очень весело и поднимает настроение.
Есть ли какие-то запреты в Пасху?
Только один. В Пасху нельзя унывать и грустить.
Яйцами об яйца? Это про гомосексуальный акт соития что-ли?
Так на святой земле до сих пор идут эксперименты. Всякий Исаак всё пытается родить якова.
как надели желтушные заголовки от журналамеров.
Подумалось тут.
Японская практичность в действии
Добрый КиШ
Ответ на пост «Не прокатило»
у всех есть такие родственники.
есть у меня замечательный дядя, которого я видел последний раз лет в 10. Спустя 20 лет он приехал в гости. По дороге его уставший от жизни жигуль тройка немного рыгнул трамблером. Приехал к нему с подкатом, жигуля погрузили и поехали на место семейной сходки.
по приезду дядя очень нахваливал мою машину, а потом, уже за столом, выдал что дарит мне свой жигуль: мол хоть и ломается, но это уже почти ретро и скоро я её смогу продать за все деньги мира. Ну пьяные базары, обычное дело.
потому радуйтесь что проебали отношения с таким замечательнейшим родственником 🙂
Мотивации пост
. а в пустыне она вообще бесценна.
Толерантность и терпимость
Рамзан Кадыров замечен в сепаратизме?
Как все уже знают, Кадыров пригрозил силой отнять у ингушей их земли.
Как это: часть страны решила отобрать территорию у другой части этой же страны?
Интересно, почему на него не заводят дело за призывы к силовому захвату или отчуждение территории?
А ведь это сепаратизм. Развал СССР тоже начался с взаимных претензий его республик. Если какой-то регион России, собирается силой захватить другой регион, то это уже не субьект Российской Федерации. Это самостоятельная государственная единица.
Как вы считаете, можно ли расценивать действия Рамзана Кадырова как прямой отказ подчиняться действущему законодательству России и проявлением сепаратизма?
ХедХантер и кладмены
Галя! У нас отмена!
В свете последних событий.
Форсаж в России
В поселке Харагун Читинской области русские жители, доведенные до отчаяния беспределом кавказских бандитов и бездействием местных властей, разгромили местную азербайджанскую мафию. Вместо благодарности прокуратура обвинила их в «организации массовых беспорядков».
События, происшедшие недавно в Харагуне, были фактически проигнорированы абсолютным большинством СМИ. Не считая нескольких ссылок на интернет-страницах, разгром азербайджанцев Харагуне, в котором участвовала почти вся деревня, и последовавшие репрессии против русского населения остаются неизвестными даже патриотической общественности.
Между тем, именно сегодня все русские патриоты должны знать о случившемся, ибо от нашего участия и поддержки сейчас зависит судьба двух десятков деревенских парней, защитивших от азербайджанских бандитов своих родных и близких и за это брошенных властью в застенки читинского СИЗО.
Харагунская история вызревала довольно долго. Все было — по нынешним российским меркам — вполне тривиально. В Харагуне давно уже вдрызг разорены все учреждения социального сектора, работы официально никакой нет, и большинство жителей по документам числятся безработными. На этом фоне в 2004-м году в поселок началось массовое нашествие азербайджанцев. В кратчайшие сроки в Харагуне оказалось около пятидесяти азербайджанских семей. Причем слово «семья» следует понимать весьма широко — это все близкие и дальние родственники какого-либо кавказца. Большинство из них живет в России без всякой регистрации.
Что же привлекло кавказцев в читинской глубинке? Лес! Русский лес — это деньги, это очень большие деньги. Азербайджанцы занялись массовой незаконной вырубкой местного леса.
Лесозаготовки в Забайкалье, и это ни для кого не секрет, редко проходят с соблюдением всех юридических норм. Лес воруют, и воруют в огромных масштабах. Однако большинство русских жителей Харагуна имеют официально выделенные им деляны. Из всех азербайджанцев официально зарегистрированный участок был лишь у одного — остальные же воровали лес, прикрываясь его документами.
Как только количество азербайджанских «колонистов» увеличилось, поведение их стало более чем вызывающим. Все чаще стали звучать угрозы поджечь деревню, местным жителям говорили, что жить здесь азербайджанцы будут до тех пор, пока «не срубят последнее дерево». Одновременно с появлением кавказской диаспоры в Харагуне стали распространяться наркотики и развернулась торговля спиртом, хотя раньше об этой беде харагунцы и не знали.
Наемные рабочие, которых кавказцы привозили из соседних сел, оказывались на положении рабов: у них отбирали документы (чтобы не могли убежать), работать заставляли силой, а единственным вознаграждением была водка. Неудивительно, что в такой атмосфере столкновения между русскими и азербайджанцами случались очень часто.
Харагунцы всячески пытались решить проблему законными, мирными средствами. В самые разные учреждения и самым разным лицам отправлялись обращения, публиковались открытые письма и т. д. В одном из них, напечатанном в газете «Забайкальский рабочий» 15 сентября 2005 г. говорилось:
«В настоящее время рядом с нами их (азербайджанцев) проживает человек 150-200, и каждый месяц еще появляется человек десять… Мы боимся за жизнь своих детей и внуков… Мы обращались и к местной власти, и в милицию, но там нам сказали, что выселить их может лишь миграционная служба. Но, наверное, пока не грянет гром, как у нас обычно бывает, ничего не произойдет… Просим принять срочные меры к гражданам Азербайджана, которые проживают у нас в селе, пока не случилась трагедия. Они угрожают нашим жизням и жизням наших детей и внуков».
Под этим обращением было 108 подписей. Милицейское начальство в ответ заявило, что оно «держит ситуацию в Харагуне на особом контроле» и не стало ничего предпринимать. Прошло девять месяцев, и плоды этого липового «контроля» проявились во всей красе…
На таком фоне особенно цинично и чудовищно выглядит следующий вопиющий факт: пока азербайджанцы воровали в Харагуне лес, совращали русских девчонок и избивали русских парней, говоря при этом, что они намерены всех Русских превратить в своих рабов, в областном центре шла усиленная борьба с… «русским фашизмом»!
При этом реальные — вполне фашистские (в смысле установления господства одной нации над другой) — действия азербайджанцев в Харагуне никого не взволновали. Главным гнездом фашизма был провозглашён Союз Русского Народа, местный отдел которого был открыт в Чите 10 декабря 2005 года. О нем писали статьи — одна другой лживей и подлей, им пугали местных евреев, голося о «реальной угрозе» погромов. А вот перманентный погром Русских в Харагуне почему-то не замечали…
15 мая 2006 г. в харагунском зале игровых автоматов, кроме азербайджанцев, находился один русский парень — В. С. Малютин. Через какое-то время находившийся там кавказец начал нецензурно оскорблять работавшую в заведении женщину. Виктор Малютин сделал ему замечание. Тут же гордые азербайджанцы (их было четверо) предложили ему «выйти поговорить». И всё бы прошло у них хорошо и гладко, да вот только на горе кавказцам рядом оказалось несколько друзей Малютина.
Произошла стычка, в результате которой кавказцы убежали, пообещав вскоре приехать разбираться с обидчиками вместе со своей «крышей».
На следующий день жители села обратились к азербайджанским старейшинам с предложением обсудить случившееся. Примечательно, что кавказцы признали вину своих молодых собратьев. Для того, чтобы выяснить все недоразумения, на 18 часов 17 мая кавказцами была назначена «стрелка». В качестве арбитров должны были выступать «крышевавшие» азербайджанцев читинские бандиты.
Очевидно, кавказцы надеялись, что напуганные появлением читинских уголовников харагунцы на встречу не придут. Однако случилось иначе. К 18 часам на «стрелку» явилось около пятидесяти русских мужиков, настроенных достаточно решительно. Кавказцы же на «забитую» ими «стрелку» так и не пришли.
После бесплодного ожидания раздражённые харагунцы подожгли два грузовика ЗИЛ, использовавшиеся азербайджанцами для перевозок ворованного леса. После этого азербайджанцы вновь появились, и один из них предложил собраться снова, уже вечером, в 23 часа. Другой к этому присовокупил обещание, что из города приедет бандитская «крыша» кавказцев, вооруженная автоматами, и перестреляет всех русских.
Угрозы возымели действие прямо противоположное тому, на которое рассчитывали азербайджанцы: к 23 часам почти все мужское население деревни, начиная с 14 лет и до пятидесяти, было вооружено охотничьими ружьями и твердо настроено на серьезный мужской разговор. Кавказцы же на «стрелку» не пришли вновь, а наиболее умные из них успели к этому времени уже уехать из поселка.
В итоге один азербайджанец от побоев все-таки скончался. Однако, можно с уверенностью сказать, что если бы русские мужики не сдерживались, в Харагуне кавказцев убили бы не меньше, чем в свое время евреев в Кишиневе. Примечательно и то, что били не всех подряд. Тех азербайджанцев, кто был известен своей порядочностью, вовсе не трогали. Например, азербайджанец — владелец местного магазина и сам не пострадал, и магазин его никто не тронул.
В итоге были сожжены несколько грузовиков, принадлежавших азербайджанцам, и подожжены несколько их домов. После этого все кавказцы, за исключением одного (женатого на русской) поселок покинули.
Местные СМИ, вместо того, чтобы непредвзято осветить случившееся, стали активно распространять лживую версию о «пьяной драке» и «грабежах». Действительно, дома некоторых азербайджанцев были разграблены, однако сделано это было уже после погрома — и сделано теми, кто решил нажиться по случаю. А харагунские мужики, которые громили кавказцев, делали это, как говорят сейчас в деревне, «за идею».
Вскоре после этого в село были переброшены подразделения ОМОНа. Однако рядовые омоновцы отнюдь не были склонны защищать кавказцев, прекрасно понимая, что те сами во всём виноваты. Тогда же состоялось несколько сельских сходов, потребовавших оградить русских жителей от беспредела кавказских бандитов. Никакой реакции на эти требования от местных властей не последовало, лишь дало им повод обвинить харагунцев наряду с «массовыми беспорядками» еще и в «несанкционированных митингах».
Однако местных жителей запугать было уже не легко. 20 мая 2006 года очередной сход принял резолюцию с такими требованиями к властям:
«1) задержать истинных зачинщиков — азербайджанцев и криминальных представителей;
2) все судебные заседания проводить в селе (выездные) в присутствии жителей села Харагун с обязательным информированием о них;
3) найти и вывести из леса азербайджанцев;
4) пока не будут выселены все азербайджанцы — ОМОН не выводить из села;
5) закрыть спиртные точки и игровые автоматы;
6) усилить охрану школ, детсада и больницы;
7) запретить отпуск винно-водочных изделий несовершеннолетним…»
Резолюцию подписали 77 человек, однако этот глас народа власти тоже не заинтересовал. Зато среди русского населения вскоре начались массовые аресты. В короткий срок было арестовано около 25 человек. В. С. Малютин, названный главным зачинщиком «массовых беспорядков», был объявлен в федеральный розыск и через некоторое время сдался сам.
Ныне дело это находится в областной прокуратуре, и ведет его следователь по особо важным делам. Арестованным вменяются в вину «хулиганские действия», «массовые беспорядки», «грабежи» и т. п. Так что сроки заключения могут оказаться двузначные.
Между тем, харагунцы всего лишь попытались защитить свой дом. Два года борьбы с кавказским бандитским гнездом в рамках нынешнего закона не дали никаких результатов. Когда же Русские мужики похватали свои гладкостволки и выкинули надоевших им оккупантов из деревни, их объявили в «грабителями» и «террористами».
Сегодня все Русские патриоты должны дать отпор кавказцам и продажным антинародным властям на этом маленьком и далеком, но значительном участке фронта Русского Национального Сопротивления.
Мы должны показать наше единство, свою готовность бороться везде и всегда за каждого Русского человека, должны сделать все, чтобы отстоять харагунских парней, которым грозит длительное тюремное заключение. Харагун далеко, но это — Русский поселок, на Русской земле и населенный Русскими людьми. И эти Русские люди нуждаются в помощи.
А закончилось всё это вот чем:
30 мая 2008 года в помещении Центрального районного суда г. Читы состоялось объявление приговора по делу о массовых беспорядках в с. Харагун Хилокского района Читинской области.
Подсудимыми были 33 жителя Харагуна, которые 17 мая 2006 года, когда кончилось терпение коренных харагунцев хамства, уничтожения леса, продажи спирта и наркотиков приезжими гражданами Азербайджана, просто взяли и выгнали их из села. Конечно, не обошлось без рукоприкладства, но азербайджанская сторона фактически спровоцировала стихийное выступление местных жителей, начав драку с вступившимися за женщину молодыми русскими парнями.
В результате драки, зачинщиков и многих участников которой следствие так и не выявило, незваные гости поселка, уже почувствовавшие было себя хозяевами, понесли некоторый имущественный ущерб и были вынуждены покинуть поселок.
Впрочем, ненадолго. Пока русские парни были под следствием и судом, многие из южан вернулись и снова продолжают заниматься варварской вырубкой леса. По-прежнему без гражданства, прописки и медицинских полисов, по-прежнему плюя на местные законы и местное население.
Текст приговора зачитывался целый день с перерывом на 30 минут. С каждой минутой нарастало ощущение, что это какой-то спектакль, настолько нелогичным, натянутым и предвзятым оказалось услышанное.
Интересно, что больше шести часов говоря о «преступлениях», якобы совершенных харагунцами, судья ни разу не пытался рассмотреть мотивы этих «преступлений». По крайней мере в том виде, как можно было ожидать, например: «С целью такой-то подсудимый совершил то-то…» А, как известно, нет мотива — нет и преступления, а есть всего лишь происшествие.
В ходе многомесячного судебного заседания все подсудимые отказались от прежних показаний, данных во время предварительного расследования, т. к. давали их под давлением следствия. Никто не признал свою вину. Но суд счел все обвинения доказанными на основании показаний, данных на предварительном следствии. Без затруднений проигнорированы доказательства алиби многих подсудимых. Возникают естественные вопросы: а зачем тогда вообще нужны судебные заседания, если показания, данные в суде, судьей проигнорированы?
И зачем тогда нужны адвокаты? Получается, что для вынесения приговора «правосудию» достаточно только следствия? Показания, «выбитые» следователем, достовернее, чем данные в суде под присягой? Кажется, раньше было наоборот.
Причем показания так называемых «пострадавших» — азербайджанцев — под сомнения не ставились в принципе. Получается, что прокуратура и суд с легкостью готовы верить показаниям тех, кто, не имея гражданства РФ и прописки, проживал незаконно, спаивал местное население китайским спиртом, продавал наркотики, варварски вырубал лес, хамил местным жителям, неоднократно насильничал и тому подобное, а подсудимым (которые все как один характеризуются исключительно положительно и по месту жительства, и по месту работы или учебы) и их родственникам и друзьям поверить не захотели. Почему? Как это объяснить? Это называется объективностью и беспристрастностью?
По показаниям азербайджанцев, их всех избивали русские, каждого группой по 10-30 человек, нанося десятки ударов руками и ногами, штакетинами, деревянными и металлическими палками, железными прутьями, металлическими трубами, ружейными прикладами, били ногами лежачих, топтались и прыгали на спине.
А по рассмотренным в суде медицинским справкам и результатам медэкспертиз только один получил тяжелые травмы в виде переломов ребер и сотрясения мозга, еще несколько имели только синяки и ссадины. Какие крепкие джигиты, просто деревянные какие-то! Как в кино. Его лупили прикладами и железными прутьями, а на нем только ссадины. О чем это говорит?
Более того, следствие и суд полностью приняли версию избиений, несмотря на то, что орудия «преступления» (металлические трубы, прутья, обрезки арматуры) не найдены. Ни одного. Опять та же схема: «преступление» есть, а орудия преступления нет. Да и откуда таким орудиям взяться? В селах уже давно весь металл сдали на лом, гвоздя ржавого не найдешь.
Любопытно, что пара азербайджанцев утверждали, что нападавшие харагунцы кричали: «Россия только для русских!» А между тем в деревне проживают и буряты, и китайцы, но к ним с такими лозунгами не бросаются, а по показаниям некоторых азербайджанцев, в нападениях принимали участие человек пять или шесть бурят.
Это уж ни в какие ворота! В деревне люди таких лозунгов не употребляют и не знают, у них вообще другие проблемы и заботы, а азербайджанцев явно кто-то подучил.
Но подучил плоховато, или отрепетировать не успели. Сложилось впечатление, что азербайджанцы приписывали харагунцам действия, которые, на взгляд азербайджанцев, погромщики в таких случаях обычно совершают:
— нападение толпой на одного;
— входя в дома, сразу требование денег;
— мародерство, рытье в сумках и домашних вещах;
— безсмысленное уничтожение домашнего имущества;
— убийство домашних животных;
Вот еще любопытная деталь: по многим показаниям азербайджанцев, они, увидев на улице толпу людей, бросались бежать. Это, интересно знать, почему же? Это так и должно быть — увидев толпу односельчан, пускаться наутек? Или это потому, что «знает кошка, чье мясо съела»? А ведь во всех показаниях, данных азербайджанцами, сказано, что конфликтов с местным населением у них прежде, якобы, никогда не было.
При чтении приговора постоянно упоминались автомашины, грузовые и легковые, принадлежавшие и принадлежащие азербайджанцам. Часть из них была сожжена, часть перевернута, у некоторых разбиты стекла. Но примечательно, что из длинного списка перечисленных машин только у четырех легковушек указан государственный регистрационный номер. Т. е. непрошенные гости с юга, приехавшие рубить забайкальский лес, не удосужились даже зарегистрировать свою технику. А может, она просто ворованная?
С машинами вообще все забавно выглядит. Все машины во дворах азербайджанцев стояли прямо в огороде, где часть из них и была сожжена. Хозяйством, получается, формально нигде не работавшие азербайджанцы не занимались. А чем же они тогда занимались? Понятно: либо лесозаготовкой (незаконной), либо торговлей (спиртом и наркотиками). Для следователя Хавкина и суда надежнее свидетелей и быть не могло.
Типичный пример «надежных» показаний: многие заявляли, что к ним в дом врывались одновременно по 30 человек русских харагунцев (вот какие хоромы здаются для временного проживания в забайкальских селах!), после чего человек 15-20 избивали бедного кроткого хозяина. Даже представить себе трудно, какова должна быть площадь комнат в деревенском доме, чтобы так развернуться. У них там спортзалы, что ли?
Все свидетельские показания об имеющихся алиби подсудимых были судом отвергнуты только на основании показаний азербайджанцев. Непонятно вообще, какие свидетельские показания могли бы перевесить показания воров, насильников и спекулянтов? Более того, алиби некоторых подсудимых могли подтвердить и азербайджанцы, но, несмотря на просьбу подсудимого и его адвоката допросить их, этого сделано не было.
Оцените: «Показания свидетелей защиты признаны несостоятельными, поскольку судом установлено участие» такого-то лица в описываемых действиях. Наш проницательный суд научился устанавливать факты без свидетельских показаний и вещественных доказательств. Это прорыв. Новое слово в юридической науке и практике. А фактически суд из множества свидетельских показаний просты выбрал только те, что подходят для решения задачи — во что бы то ни стало осудить и посадить тех, кто помешал «лесному бизнесу», покрываемому из областного (теперь краевого) центра. Всех свидетелей защиты, т. е. жителей Харагуна, суд фактически признал обманщиками и лжесвидетелями, а все доводы приезжих бандитов — безусловно состоятельными.
В приговоре есть строки, вообще удивительные с точки зрения логики и здравого смысла, вполне достойные, чтобы их зачитывал Жванецкий или Задорнов: «Доводы подсудимых о том, что на предварительном следствии их вынудили подписать чистые листы протоколов допроса, суд счел несостоятельными, потому что из содержания протоколов следует, что протокол ими прочитан, о чем они сами на каждом листе написали: Мной прочитано, с моих слов записано верно». Тут даже комментировать нечего.
При объявлении приговора судья мотивировал суровость наказания и необходимость изоляции особой опасностью подсудимых, представляющих большую угрозу обществу. Для какого общества они представляют опасность, судья не уточнил, но очевидно, что не для населения Харагуна, которое в подавляющем своем большинстве было и остается на стороне осужденных. Тогда для кого? Для тех, кто продает наркотики и рубит лес? Для тех, кто пришел на русскую землю, чтобы украсть все, что удастся, а остальное загадить? Для тех, кто оскорбляет русских стариков и насилует русских девчонок? Или для тех, кто наживается на уничтожении русской среды обитания, поджигая и вырубая лес для продажи в Китай?
Для тех, кто дорвался до власти в России и Забайкалье, и кому русское население, сердцем болеющее за родную землю, стоит поперек «бизнеса», основанного на разворовывании всего, что имеет цену за рубежом?
Приговор поверг в шок не только родственников осужденных, но и присутствовавших читинских журналистов:
Малютин — 6 лет строгого режима.
Кривоносенко, Бородкин, Роот, Тимофеев, Белов, Непомнящих, Коптев, Гаевский — по 5 лет и 6 месяцев строгого режима.
Шальгин — 3 года 6 месяцев строгого режима.
Филипушко и Трофимов — 3 года 6 месяцев и 3 года 3 месяца общего режима.
Шубин, Афанасьев, Болотнев, Фадеев, Машков, Мишин, Дубинин, Чугуевский, два брата Дудниковы, Горянов, Жамсаранов, Самойлов, Гайков, Носков, Щербаков, Шишкин, Кучин, Макаренко и Екатерина Писаренко осуждены условно.