комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример

Программа диагностики готовности ребёнка к обучению в школе

комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть картинку комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Картинка про комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

включает следующие этапы:

I. Изучение общих анамнестических сведений о ребенке.

II. Диагностика состояния готовности ребенка к школьному обучению.

III. Составление карты состояния готовности ребенка к школе.

IV. Заключение об индивидуальных особенностях готовности ребенка к школе.

V. Психолого-педагогические рекомендации.

I. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О РЕБЕНКЕ

Фамилия, имя, отчество ребенка.

Место рождения, адрес.

Пол: М Ж (обвести кружком)

Экономическое положение семьи:

Средние, удовлетворительные условия

Достаток и благоустроенность

Изобилие, прекрасные условия

Здоровье родителей (отца, матери).

Нарушения в физическом развитии (рост, вес)

Нарушения в движениях (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения)

Для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет.

Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом:

1) название методики

2) автор методики или ее модификации

3) назначение методики

4) оборудование для исследования по методике

5)инструкция для обследуемого

6) процедура обследования, его продолжительность и форма проведения

7) обработка результатов обследования

8) шкальные оценки результатов

9) возрастные нормы

10) интерпретация результатов.

По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по следующей значимости:

1 уровень – очень высокий

2 уровень – высокий

3 уровень – средний (норма)

5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности).

В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установит, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.

Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.

Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение.

Нарушения речи фиксируются в процессе проведения психологического обследования.Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться у логопеда.[6] Дети, обнаружившие по психическому развитию низкий и очень низкий уровень и составившие группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят специальное дополнительное углубленное психоневрологическое обследование. Его результаты заносятся в карту индивидуального обследования ребенка на основе протоколов обследования.

Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должно быть по возможности краткими – экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках.

После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно психодиагностическое обследование.

Мы предлагаем систему методик для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению.

II. Диагностика состояния готовности ребенка к школьному обучению.

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (4-й лишний)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.

ОБОРУДОВАНИЕ: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.

ИНСТРУКЦИЯ: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются одним словом предметы?

ПРОЦЕДУРА: испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики.

Карта “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь, слива.

Карта “Игрушки и учебные вещи”: машина, пирамида, кукла, ранец.

Карта “Одежда-обувь”: пальто, сандали, трусы, майка.

Карта “Домашние – дикие животные”: курица, свинья, корова, лисица.

Карта “Животные и технические средства передвижения”: автобус, мотоцикл, легковой автомобиль, лошадь.

ОБРАБОТКА: оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие классификации – название обобщающего слова.

Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах:

обобщение по существенному признаку – 2 балла;

употребление обобщающего слова – 1 балл.

Максимальное число баллов – 15.

Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения:

уровень – 5 баллов и менее – очень низкий

Итоговая оценка в баллах: ___________________________________________

Уровень выполнения задания I ______ II ______ III ______ IV ______ V ____

(нужное обвести кружком)

ВЕРБАЛЬНОЕ (АБСТРАКТНОЕ) МЫШЛЕНИЕ (по Й. Ерасеку)

НАЗНАЧЕНИЕ: определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.

ОБОРУДОВАНИЕ: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

I уровень – 24 и более – очень высокий

V уровень – (-11) и менее – очень низкий

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Утром мы завтракаем, а днем?

Днем светло, а ночью?

Небо голубое, а трава?

Яблоки, груши, сливы, персики – это что?

Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь?

Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…

Спорт, физкультура +3

Кто-то один щенок или жеребенок 0

Почему у всех автомобилей тормоза?

2 причины из следующих: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1

Названа одна причина

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

2 общих признака +3

Назван один признак +2

Чем различаются гвоздь и винт?

Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2

Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?

На кошку (с выделением признаков подобия) 0

На кошку (без выделения признаков подобия) – 1

Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Какие ты знаешь транспортные средства?

3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4

Ничего не названо или неправильно 0

3 наземных средства +2

Чем отличается молодой человек от старого?

ПРОТОКОЛ (ТЕСТ) ОБСЛЕДОВАНИЯ

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (НЕЛЕПИЦЫ)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития критичности познавательной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинка с нелепыми ситуациями.

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ : посмотри внимательно и расскажи, что неправильно нарисовано на картинке.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый в течение 30 секунд рассматривает картинку и называет те нелепые ситуации, которые он обнаружит (всего 10).

ОБРАБОТКА: за каждую выявленную нелепицу выставляется один балл.

ШКАЛЬНАЯ ОЦЕНКА: позволяет выделить следующие уровни критичности мышления:

уровень – 10 – очень высокий

уровень – 3 и менее.- очень низкий

СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

ЦЕЛЬ: выявление особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: 5 сюжетно связанных картинок.

ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА: перед ребенком выкладываются картинки в порядке, когда последовательность сюжетной линии нарушена: 2,3,1,5,6,4. Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжетной линии: «Положи картинки по порядку». Испытуемый выполняет задание, экспериментатор фиксирует особенности его деятельности, в соответствии с которыми ребенок может быть отнесен к одному из 5 уровней.

УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ

В случае отказа ведется беседа по картинкам. Рассказ или беседа полностью записываются, а затем анализируются, после чего определяется уровень развития связной речи ребенка.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА

ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА: уровни понимания сюжета и уровни описания средствами речи соотносятся:

УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Заключение о состоянии речи

— Нарушения звукопроизношения есть нет

— Ринолалия есть нет

— Нарушение темпа речи и ритма есть нет

— Общее недоразвитие речи есть нет

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ЦЕЛЬ: определение объема произвольного зрительного запоминания

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 карточек

2. Яблоко 7. Матрешка

5. Бабочка 10. Грузовик

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать картинки, ты говори, что на них нарисовано, и постарайся их запомнить.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того, как выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне, т.е. назвать изображенные предметы.

Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется каждая правильно воспроизведенная картинка.

ОБРАБОТКА: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Правильно воспроизведенные названия обвести кружками.

ЦЕЛЬ: определение объема произвольного слухового запоминания

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 слов

5. Карандаш 10. Книжка

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты

постарайся их запомнить и потом повторить.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: слова называются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду), набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется правильно и точно воспроизведенные слова.

Правильно воспроизведенные слова обвести кружками.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (по Н.В.Нечаевой)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития фонематического анализа и способности перекодирования звукового кода в звуковую систему.

ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, ручка (карандаш).

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ : сейчас мы попробуем записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько кружочков.

ОБРАЗЕЦ: слово суп. Рисуем кружочки. Проверяем.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ : обследуемый рисует кружочки под диктовку экспериментатора на листе бумаги.

НАБОР СЛОВ : ау, рука, сок, звезда, весна.

ОБРАБОТКА: при правильном выполнении задания запись должна быть следующей:

ЦЕЛЬ: определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, на котором в один ряд нарисованы контуры 15 кружков размером в однокопеечную монету, фломастер.

ИНСТРУКЦИЯ: закрась эти кружочки аккуратно, не выходя за контур.

При индивидуальном обследовании работа заканчивается, как только ребенок начинает проявлять небрежность или отказывается от работы.

При групповой организации можно попросить закрасить все кружки, но при обработке результатов учитывать те, которые предшествовали первому, небрежно закрашенному.

Выделяется 5 уровней волевой регуляции:

ЦЕЛЬ: Д определение уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

ИНСТРУКЦИЯ 1. «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть картинку комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Картинка про комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример

2. «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть картинку комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Картинка про комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример

3. «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть картинку комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Картинка про комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример

4. «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть картинку комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Картинка про комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

ОБРАБОТКА : Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов.

Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

3–6 баллов – ниже среднего;

7–10 баллов – средний;

11–13 баллов – выше среднего;

14–16 баллов – высокий.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

МЕТОДИКА 10 Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

ЦЕЛЬ: оценка уровня школьной мотивации

ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте на 10 вопросов.

1. Тебе нравится в школе?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

ОБРАБОТКА:Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

По итогам обследования необходимо составить таблицу общей готовности к школьному обучению:

Общий уровень психологической готовности к школьному обучению

Источник

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Смотреть картинку комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Картинка про комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример. Фото комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению пример

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Готовность ребенка к школе, являясь сложным целостным феноменом, рас- сматривается с различных точек зрения педагогами, психологами, врачами, ги- гиенистами, физиологами. При этом в каждой из дисциплин рассматривается довольно много одних и тех же пара- метров готовности. Особенно сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе в области психологии и педаго- гики. Например, оценка познавательно- го развития ребенка в психологии мо- жет сильно пересекаться с оценкой зна- ний и умений ребенка в педагогике и т.д. Качество, которое физиологи и вра- чи назовут «зрелостью», в психологии будет описываться рядом характеристик (обладает хорошей памятью, обладает произвольностью внимания и др.).

Измерять множество характеристик ребенка слишком расточительно – по времени и затраченным ресурсам, по- этому система выбора показателей оценки готовности ребенка к школе

должна строиться на основе целостной концепции того, что происходит с ре- бенком в процессе его вхождения в учебную жизнь, системно используя до- стижения из смежных областей.

В психологии активно проводятся исследования в области психологиче- ской готовности к школьному обуче- нию, под которой обычно понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Оценку готовности ребен- ка к школе обычно проводят на основа- нии концепции школьной зрелости (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, А.Л. Венгер, Р.В.Овчарова и др.).

Регулярное посещение школы и успешное овладение школьной про- граммой требуют наличия у ребенка не только соответствующего уровня ин- теллекта и развития психофизиологиче- ских функций, но и сформированности личностных структур (развитое чувство ответственности, устойчивая позитив- ная самооценка и т. д.), определенных социально-психологических навыков (умение общаться со сверстниками и

взрослыми, достаточный уровень само- контроля и др.).

Поступление в школу является для ребенка важным испытанием его спо- собности к адаптации. Для успешного вхождения в школьную жизнь ребёнку необходимо иметь соответствующий уровень зрелости в физиологическом, личностном и социальном отношении.

Школьная зрелость – это сложное интегративное понятие, в котором мо- гут быть выделены следующие состав- ляющие:

– эти проявления школьной зрелости

зависят от общего соответствия разви- тия ЦНС ребенка возрастным норма- тивам.

Успешность вхождения в школьное обучение зависят от уровня зрелости ре- бенка, а также соответствия школьной программы его индивидуальным воз- можностям. Поэтому необходимы иссле- дования, позволяющие оценить взаимо- действия индивидуально-личностных особенностей конкретного ребенка и ха- рактеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции си- стемного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев.

Поэтому основной задачей програм- мы является создание комплексной си- стемы сопровождения адаптационного процесса первоклассников на этапе их вхождения в школьную жизнь с макси- мальным использованием имеющихся в школе и семье ресурсов оказания по- мощи ребенку. Оценка готовности ре- бенка при поступлении в школу должна не только констатировать уровень его готовности, но и быть составным эле- ментом системы оказания действенной помощи ребенку со стороны педагогов, психологов, медиков, родителей.

Скрининговое обследование прово- диться с использованием анкетного ме- тода и простых в применении методик, позволяющих оценить уровень сформи- рованности познавательных процессов

и психофизиологических функций, осо- бенности личностной зрелости и соци- ального функционирования ребенка.

1.2. Основные группы показателей оценки готовности к обучению в начальной школе

В программе не ставится задача обеспечения полноты охвата различных показателей или отдельных элементов готовности к обучению в начальной школе. Основной задачей является определение оптимального набора пока- зателей, позволяющего осуществлять надежный прогноз успешности обуче- ния первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.

Показатели готовности первокласс- ников к обучению в школе можно раз- делить на три группы.

Вторая группа показателей (интегри- рованный показатель 4) относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социаль- ная, эмоциональная зрелость. Индивиду- ально-психологические особенности ре- бенка, определяемые в этом блоке, реали- зуются в индивидуальной стратегии пре- одоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего ми- ра). Полученные данные могут учиты- ваться учителями при формировании от- ношений учащихся в коллективе.

Совокупность предложенных показа- телей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успеш- ность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса.

Ниже приводится описание отдель- ных показателей с обоснованием их ис- пользования.

1. Общее развитие ребенка. Психо- физиологическая и интеллектуальная зрелость, отражающая общий уровень развития первоклассника и характери- зующая готовность к новой для перво- классника учебной деятельности и усвоению знаний и умений. Это – один из основных показателей, на основе ко- торого можно прогнозировать школь- ную успешность. Он отражает результат предшествующего развития ребенка. Высокий уровень психофизиологиче- ской и интеллектуальной зрелости про- является в достаточном уровне концен- трации внимания, самоконтроля, урав- новешенности поведения, развития зри- тельно-моторной координации и разви- тии речи ребенка. Физиологически зре- лые дети готовы к усвоению школьных требований. Психофизиологическая зрелость характеризуется созреванием мозговых структур, нервных центров (психологических и нейро-психологи- ческих возможностей, которые лежат в основе усвоения школьной программы). При определения психофизиологиче- ской и интеллектуальной зрелости учи- тываются результаты одновременного рассмотрения различных данных (ре- зультатов тестирования ребенка, экс- пертных оценок и фиксации наблюде- ний учителей и родителей) и взаимо- связь между различными уровнями их проявлений не только в ситуации тести- рования, но и в реальной жизни (пове-

дении в школе и дома).

2. Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой. Данный показатель отражает состояние пространственного и зрительного вос- приятия; состояние моторики и зри-

тельно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представле- ниями, лежащими в основе счета и опе- раций сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

3. Наличие учебных навыков у ре- бенка. Этот показатель отражает ре- зультат педагогического воздействия на ребенка до школы. Данный показатель определяется и фиксируется учителем. Наличие больших различий в учебных навыках детей класса, создает трудно- сти как для работы учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса.

Специфические проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери инте- реса к учебе в слабом классе, возникно- вение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к системати- ческой, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых (особенно, если они попали в сильный класс.)

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка. В этом показате- ле нашли отражение такие особенности ребенка, которые принято относить к личностной зрелости (например, нали- чие школьной мотивации и желание за- нять позицию ученика), социальной зрелости (например, особенности пове- дения, коммуникативность) и эмоцио- нальной зрелости (умение управлять своими эмоциональными реакциями), а также те, которые способствуют или препятствуют адаптации (например, ак- тивный или пассивный тип реагирова- ния на ситуацию и др.) и эмоциональное состояние ребенка (восприятие им зна- чимости ситуаций школьной жизни (хо- рошо это или плохо).

Высокая мотивация позволяет ребен- ку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет самораз- вития и самоизменения. Диагностика даст представление об уровне эмоцио- нального напряжения и зонах конкрет- ного неблагополучия ребенка. Получен- ные данные позволят выделить базовые отношения к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а также позволят определить адаптационный потенциал ребенка при поступлении в школу и использовать его для оказания поддержки ребенку.

Данные, полученные при формиро- вании этих показателей, могут быть ис- пользованы широким кругом лиц:

• учителями для определения об- щего уровня развития учащихся, их способности воспринимать и выполнять инструкции, уровня их самостоятельно- сти, сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой (например, умеют ли они выделять зву- ки в словах; понимают ли условие зада- чи); для выделения группы риска (тех детей, у которых возникнут сложности на начальных этапах обучения) и оказа- ния им индивидуальной помощи с уче- том полученных результатов и др.;

• родителями для оказания под- держки своим детям в обучении в шко- ле;

• психологами для проведения при необходимости детальных индивиду- альных обследований ребенка и опреде- ления рекомендаций учителю или раз- работки программы коррекционной ра- боты с учеником;

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНО- СТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Обследование готовности первоклас- сников к обучению в школе проводится на 2 неделе учебного года. Организацию и проведение диагностики в образова- тельных учреждениях осуществляет психолог совместно с учителем.

Диагностика готовности первокласс- ника к обучению в начальной школе включает пять методик:

1. Рисунок человека

2. Графический диктант

3. Образец и правило

Обследование проводится во всех первых классах образовательного учре- ждения.

Описание процедуры проведения об- следования дается в разделе 3.

Работы первоклассников оценивают- ся психологом школы. Рекомендации по оцениванию выполнения заданий дают- ся в разделе 4.

При проведении работы в образова- тельном учреждении необходимо строго соблюдать конфиденциальность ин- формации, получаемой в результате ис- следования.

3. МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Все предлагаемые методики прово- дятся фронтально, со всем классом. Надо следить, чтобы дети работали са- мостоятельно, не заглядывая друг к дру- гу.

Тесты проводятся двумя проверяю- щими. Желательно, чтобы это были учительница и школьный психолог. Учительница дает инструкции, а психо- лог ходит по рядам, наблюдает за деть- ми, подбадривает чересчур робких и т.п. Проведение тестов занимает два часа внеурочной деятельности: на каждом занятии дается по два теста. Если про- должительность занятия составляет 35 минут, то между двумя тестами делает- ся очень короткий перерыв (на 1-2 ми-

За исключением тех случаев, когда это специально указано в инструкции к проведению теста, время выполнения жестко не ограничивается. Второй про- веряющий (психолог), ходя по классу, следит за тем, кто из детей закончил ра- боту, и предлагает им отложить тесто- вый лист на край стола (парты). Отста-

ющих ободряют и поторапливают, но очень доброжелательно, чтобы это не вызвало у ребенка напряжения и огор- чения.

Когда все дети или, по крайней мере, подавляющее большинство из них окончили работу, проверяющий гово- рит: «Все, мы закончили это задание. Переходим к следующему» (или «Идем на перемену»). Иногда один-два ребенка оказываются намного медлительнее, чем остальной класс. Когда все осталь- ные закончили работу, надо объяснить этим детям, что задание не обязательно выполнить до конца. Ничего страшного, если оно окажется немного недоделан- ным.

На первом «тестовом» уроке прово- дятся методики «Рисунок человека» и

«Графический диктант», на втором –

«Внутренняя позиция школьника»,

«Образец и правило» и «Первая буква».

На рис. 1-2, 4 (а, б), 6 и 7 приводятся листы, на которых учащиеся выполняют задания. Каждый лист подписывается, указывается фамилия и имя ученика. На всех листах в левом верхнем углу стоят номера:

1. Рисунок человека

2. Графический диктант

3. Образец и правило, 1-й лист

4. Образец и правило, 2-й лист

3.1. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА

Этот тест впервые был предложен Ф. Гуденаф для исследования общего уровня умственного развития ребенка. Для его выполнения требуются: лист нелинованной бумаги формата А4, ка- рандаш и резинка.

Перед каждым ребенком кладется лист для выполнения задания в верти- кальном положении (рис. 1). Если кто- либо из детей его в дальнейшем повора- чивает, то его НЕ поправляют.

Проверяющий сосредоточивает на себе внимание детей и дает инструк- цию:

«Нарисуйте человека – всего, цели- ком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете».

Если кто-либо из детей задает уточ- няющие вопросы («Мальчика или де- вочку?», «А можно, чтобы у него в руке был шарик?» и т. п.), то ему говорят:

«Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то надо ее частично повторить. Например, если ребенок спрашивает: «А можно нарисовать только лицо?», то ему отве- чают: «Нет, нарисуй человека всего, це- ликом». Если он предлагает нарисовать вместо человека что-нибудь другое (машину, дом), то ему говорят: «Это по- том. А сейчас все нарисуйте человека».

Бывает, что кто-то из учеников отка- зывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае надо сказать ему, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам (проверяющему) интересны любые детские рисунки; что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого.

Если кто-то из детей не начинает ри- совать, то надо подойти к нему, подбод- рить и побудить к рисованию. Прихо- дится индивидуально подбадривать и тех детей, кто работает особо медленно, не успевает закончить рисунок к тому времени, когда большинство остальных уже закончили. Если кто-то из детей ри- сует «портрет» (то есть только лицо), то надо индивидуально повторить для него указание нарисовать человека целиком и проследить за выполнением этого ука- зания. Не забудьте подготовить запас- ные карандаши или точилку, чтобы то- чить карандаши, сломавшиеся во время работы.

3.2. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, пра- вильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоя- тельно действовать по указанию взрос-

лого. Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками (рис. 2). Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям.

Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно. После того как детям розданы карандаши и листы (подписанные, как и при выпол- нении предыдущего задания), учитель дает предварительные объяснения:

«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, что- бы они получились красивыми и акку- ратными. Для этого нужно вниматель- но слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Ко- гда проведете линию, ждите, пока я скажу, как надо проводить следующую. Следующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой- либо реальный ориентир, имеющийся в помещении; детей, вытянувших не ту руку, поправляют). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провожу линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соот- ветствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имею- щийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево – к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

После того как даны предваритель- ные объяснения, переходят к рисованию

тренировочного узора. Проверяющий говорит:

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верх- нюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте ка- рандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Од- на клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Проверяющему может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор. Образцы тренировочного и проверочных узоров приведены на рис. 3. При диктовке нужно делать доста- точно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обяза- тельно должен идти по всей ширине

Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее – самостоятельно) второй проверяющий ходит по рядам и исправляет допущен- ные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается; второй проверяющий следит только за тем, чтобы дети не перевора- чивали свои листки и чтобы они начи- нали каждый следующий узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, но никаких кон- кретных указаний не дает.

По окончании времени, отведенного для самостоятельного продолжения тренировочного узора, учитель говорит:

«Все, этот узор дальше рисовать не надо. Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клет- ка вниз. Одна клетка направо. Одна

клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка напра- во. Теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две ми- нуты на продолжение узора, проверяю- щий говорит:

«Все, дальше рисовать этот узор не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставь- те их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисо- вать этот узор».

Через полторы-две минуты начинает- ся диктовка последнего узора:

«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделя- ется голосом, так как до сих пор это направление отсутствовало). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисо- вать этот узор».

3.3. ОБРАЗЕЦ И ПРАВИЛО Методика направлена на выявление

уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторон- них факторов. Материалом служат за- дания, представленные на рис. 4а и 4б. Каждое задание представляет собой фи- гуру-образец и расположенные справа нее «точки» разной формы (маленькие кружочки, треугольники, квадраты).

Детям раздаются карандаши и зада- ния. Каждый лист должен быть подпи- сан (как и в предыдущих случаях). Ре- зинками детям пользоваться не разре-

шается. Их просят все убрать со стола, кроме карандаша и задания. Давая де- тям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспро- изведена дословно.

Учитель, держа в руках такой же лист с заданиями, как у детей, говорит:

«У вас у всех такие же листы, как у меня. Видите, здесь были точки (прове- ряющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного в верхней левой части листа). Для наглядности можно изобразить треугольник с точка- ми на доске или показать большой тре- угольник, изображенный на отдельном листе бумаги (рис. 5).

Их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются

«точки» справа от треугольника- образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же ри- сунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лиш- ние точки – вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите: точки все одинаковые или разные?»

Когда дети ответят, что точки раз- ные, проверяющий говорит: «Правиль- но, они разные. Одни точки – как ма- ленькие квадратики, другие — как ма- ленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запом- нить правило: нельзя соединять одина- ковые точки. Нельзя соединять два кружка или два треугольника, или два квадратика. Линией можно соединять только две разные точки. Если какую- то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду прове- ряющие), мы сотрем ее резинкой[1]1. Когда нарисуете эту фигурку, рисуйте следующую. Правило остается таким же: нельзя соединять линией две одина- ковые точки».

Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу его вы- полнения проверяющие по просьбе де- тей стирают указанные ими неверно

проведенные линии, следят за тем, что- бы не была пропущена какая-либо зада- ча, чтобы, окончив решение задачи, каждый ребенок переходил к следую- щей. Никакие дополнительные разъяс- нения детям не даются, все их действия поощряются, даже в случае совершенно неверного решения. По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повто- рена инструкция. При прямом вопросе может быть объяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых

«точек» не запрещено правилом: един- ственное требование состоит в том, что- бы такие точки не были соединены ли- нией. Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».

Методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердо- сти/мягкости). При этом ребенок дол- жен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова. Материа- лом служит лист с рисунками кошки, слона, тигра, жирафа и лошади (рис. 6).

Детям раздаются карандаши и зада- ния. Каждый лист должен быть подпи- сан. Как и в предыдущих заданиях, нужно иметь перед собой текст ин- струкции, чтобы она была воспроизве- дена дословно. Проверяющий гово- рит:

«У вас нарисованы разные живот- ные: корова, мышка, тигр, лиса, слон (каждое слово произносится очень чет- ко; после названия каждого животного делается небольшая пауза). У каждого животного есть свой мячик. Сейчас я назову вам животное, которого у вас нет. Но название одного из ваших жи- вотных начинается на ту же букву, что и то, которое я вам назову. Найдите его и нарисуйте на его мячике такой знак: (на доске рисуется «галоч- ка»: V)».

Сделав небольшую паузу, проверя- ющий очень четко произносит слово

Дав детям время на то, чтобы отме- тить нужный «мячик», проверяющий говорит:

«Теперь я назову еще одно живот- ное, а вы найдете у себя животное, название которого начинается на ту же букву, и нарисуете на его мячике квадратик: (на доске рисуется квад-

Проверяющий четко произносит сло- во «КРЫСА».

«Теперь снова нужно будет найти животное, название которого начина- ется на ту же букву, что и у того, ко- торое я назову. На его мячике надо нарисовать плюс (на доске рисуется

Проверяющий четко произносит сло- во «ЛЕВ».

Теперь нужно нарисовать минус (на доске рисуется «минус»: –) на мячике у животного, название которого начина- ется на ту же букву, что и то, кото- рое я назову».

Проверяющий четко произносит сло- во «МЕДВЕДЬ».

«Теперь я назову вам последнее жи- вотное, а вы поставьте кружок на мя- чике у того животного, которое назы- вается на ту же букву (на доске рису- ется кружок: O).

Проверяющий четко произносит сло- во «СОБАКА».

Эта методика, предложенная Т.А.Нежновой, помогает выявить сфор- мированность внутренней позиции школьника, а также выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для че- го он ходит в школу.

Инструкция экспериментатору к фронтальной беседе с детьми.

Мотивационный этап: «Ребята, вы, конечно, знаете, что на свете есть

много разных стран. Кто из вас знает названия стран?» (называют). Экспе- риментатор оценивает общую актив- ность детей, форму привлечения внима- ния взрослого (крик с места, поднятие руки и др.); выделяет детей, ведущих себя наиболее непосредственно или скованно, растерян.

а) означивание школ с помощью гео- метрических фигур;

б) усвоение способов выделения по- нравившихся школ).

«Вы назвали много разных стран, они такие разные, там живут самые раз- ные дети. Но в одном эти страны по- хожи друг на друга – везде есть школы, в которых учатся дети. Но школы эти также разные. Вот, например, в Англии есть две школы (показывает два одина- ковых круга на листе бумаги или рисуя на доске). «В этой школе (показывает на круг слева) дети рисуют только цвет- ными карандашами. А в этой (показыва- ет на круг справа) дети рисуют каран- дашами, фломастерами, красками. Как вы думаете, в какой школе лучше?».

Экспериментатор приглашает одного или нескольких детей подойти и поста- вить крестик в середину круга, обозна- чающего школу, которая, по мнению ре- бенка, лучше. Затем данная процедура повторяется с использованием следую- щего содержания: «В Японии есть две школы (Экспериментатор показывает или рисует два эллипса). В этой школе (слева) на каждой перемене детям дают лимонад, а в этой школе (справа), – ка- пают в нос горькие капли от насморка. Как вы думаете, в какой школе лучше?».

«Мнения разные. Мне интересно, что думает каждый из вас. Но, к со- жалению, я не смогу выслушать сразу всех вас и запомнить, кто что казал. Давайте сделаем так: положите перед собой (психолог раздает стимульный материал в виде бланков с геометриче- скими фигурами) вот эти листочки так, чтобы квадрат был сверху, возь- мите карандаши или ручки. Я буду рас- сказывать какие еще бывают школы, а каждый из вас будет отмечать кре- стиком ту школу, которая ему нравит- ся».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *