консервация строительства частного дома в рб в 2021
3 апреля 2021 14:10
В Беларуси собираются ужесточить требования к строительству частных домов. Проект указа опубликован на Правовом форуме Беларуси, до 11 апреля 2021 можно принять участие в обсуждении. Что планируют изменить?
Срок строительства сократят почти на 40%
Одно из главных изменений: до 5 лет сократят сроки ввода в эксплуатацию частных домов после регистрации права частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды. В этот срок входит право на консервацию в течение 3 лет, продлить время строительства нельзя.
Сейчас строительство можно завершить в течение 8 лет. С учетом того, что стройку можно законсервировать на 3 года и один раз продлить в исполкоме сроки строительства на 2 года.
Неаттестованным организациям и ИП запретят возводить дома
Если указ примут, одноквартирные блокированные жилые дома и нежилые капительные постройки смогут возводить юрлица, у которых есть аттестаты соответствия 1—4-го классов сложности. Чиновники так обосновывают это предложенное изменение: при работе с неаттестованными организациями возникает много спорных вопросов по срокам строительства, качеству, выполнению обязательств, практикуются отказы от заключения договоров подряда.
Конечно, строить дом по-прежнему можно и своими силами.
Если я сейчас строю дом, сколько времени на завершение строительства у меня есть?
Если участок вам был предоставлен больше 5 лет назад – в течение полугода. Больше 4 лет – в течение года.
Больше 3 – в течение двух лет.
Больше 2 лет – в течение 3 лет.
Больше года – в течение 4 лет.
А если строительство сейчас законсервировано?
В таком случае после того, как срок консервации истечет или со дня принятия решения о расконсервации, закончить строительство и ввести дом в эксплуатацию нужно в сроки, описанные в предыдущем пункте.
Если нет денег продолжать строительство, владелец может законсервировать недострой, чтобы его продать. Срок продажи в проекте указа не установлен.
Сколько времени на введение дома в эксплуатацию есть у тех, кто купил недострой?
Три года с момента государственной регистрации права собственности. Если такой объект вы унаследовали, закончить строительство придется максимум за 3 года и 6 месяцев со времени открытия наследства или с даты вступления в силу судебного постановления.
Если я не успеваю закончить строительство в указанные сроки?
Придется заплатить земельный налог по ставке, увеличенной в 100 раз. Напомним, земельный налог обязательно должны платить организации или физлица, у которых в собственности есть участок земли.
Сейчас ставка земельного налога по жилой усадебной застройке – это 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка. По решению исполкомов ставку могут увеличить на повышающий коэффициент 2 – часто так и происходит.
Сколько придется заплатить штрафнику? К примеру, если за участок в Бресте владелец в 2020 году заплатил 54 рубля с учетом повышающего коэффициента, то с учетом 100-кратного увеличения в следующий раз придется заплатить уже 5400 рублей.
Что предлагают на форуме: отодвинуть сроки, разрешить ввод в эксплуатацию без разведения коммуникаций, помочь тем, кто не может достроить
Большинство из тех, кто высказался на форуме, выступают против принятия указа в таком виде. Пользователи считают, что такой способ стимулирования строительства приведет к противоположному результату. Решать проблему недостроев предлагают путем помощи тем белорусам, которые начали стройку: предоставлять кредиты по более низкой ставке, увеличить реальные доходы в стране.
Владимир считает, что в проекте указа много нестыковок с реальностью. Он пишет, что надо упростить процедуру сдачи дома в эксплуатацию.
— Человек построит коробку, фундамент, стены, внутренние перегородки, крыша, окна и этого должна быть достаточно для сдачи в эксплуатацию. Сроки сдачи не соответствую другим законам, и реально очень ограничены, особенно при текущей ситуации с доступностью кредитных ресурсов. Вы только простимулируете старых застройщиков, но отпугнете полностью людей от аукционов и других способов вхождения в частное строительство.
Татьяна уверена, что не стоит устанавливать сроки ввода в эксплуатацию для тех, кому участки были выданы до принятия этого указа.
Дмитрий категорически не согласен со сроками введения в эксплуатацию уже оформленных строений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«К весне метры начнут дешеветь по 30-50 долларов в месяц»: эксперт о ценах на жилье в Минске в 2021 году
Специалист объясняет, как менялись цены на квадрат в прошлые кризисы и когда ждать восстановления кредитования (Читать далее)
Разница между самыми большими и самыми маленькими средними зарплатами в феврале 2021 в Беларуси – в 10,5 раз
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Комментарии читателей сайта размещаются после предварительной модерации. Редакция оставляет за собой право не размещать комментарий или отредактировать его, если в нем содержится информация, размещение которой запрещено либо ограничено согласно законодательству либо если указанный комментарий нарушает права и (или) законные интересы третьих лиц.
Завершить в течение 5 лет. Чиновники предлагают ужесточить требования к строительству частных домов
Министерство архитектуры и строительства предлагает принять указ «О строительстве одноквартирных, блокированных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории». Он ужесточит требования к срокам возведения таких объектов, а также к организациям и индивидуальным предпринимателям, которые этим занимаются. Общественное обсуждение проекта проходит на Правовом форуме и продлится до 11 апреля.
Что изменится, если указ примут?
Возводить одноквартирные блокированные жилые дома и нежилые капительные постройки на придомовой территории смогут юрлица, имеющие аттестаты соответствия 1—4-го классов сложности (за исключением случаев строительства своими силами). Чиновники считают, что при строительстве неаттестованными организациями или ИП возникает много спорных вопросов по срокам строительства, качеству, выполнению обязательств, кроме того, практикуется отказ от заключения договоров подряда.
Дом нужно будет ввести в эксплуатацию в течение 5 лет со дня государственной регистрации права частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды на земельный участок. Срок установлен с учетом права на консервацию в течение 3 лет без возможности продления. Сейчас период строительства регулируются указом №87 и составляет 8 лет с учетом 3 лет консервации и возможности разового продления срока строительства на 2 года. При этом под «завершением строительства жилого дома» понимается возведение его под крышу без обязательного ввода в эксплуатацию. В новом документе министерство предлагает сделать так, чтобы люди принимали объект в эксплуатацию в установленном порядке.
Если человек не успеет завершить стройку в срок, он сможет продать незавершенный объект или каким-то другим способом произвести его отчуждение. Покупатель такого недостроя должен довести его до ума в течение 3 лет. Наследник — в течение 3 лет и 6 месяцев. Если дом не будет возведен в срок, то ставка земельного налога для владельца участка будет увеличена в 100 раз.
В проекте указа названы сроки окончания строительства на земельных участках, полученных до вступления нового документа в силу:
Чиновники считают, что все эти меры простимулируют граждан активнее вкладывать средства в строительство своих домов.
Участок есть, а дома на нем еще нет: изъятия участка
Вы стали счастливым собственником земельного участка для строительства жилого дома или дачи (далее — дом). Следующий шаг — это непосредственно строительство. Однако не всегда удается построить дом быстро, а сроки для этого ограничены. В таком случае возникает вопрос: что можно сделать, чтобы увеличить срок и не допустить изъятия земельного участка?
Сроки строительства
Однако, если вы не успеваете построить дом в трехлетний срок, есть варианты:
— продлить срок строительства ;
Продление сроков строительства
В заявлении укажите следующее :
— ваши ФИО, место жительства;
— местонахождение строящегося дома и земельного участка;
— дату государственной регистрации возникновения права собственности на земельный участок;
— то, что вы просите продлить срок строительства капитального строения в виде жилого дома (или дачи);
— срок, на который просите продлить строительство (максимальный — два года);
— причины, по которым вы не можете завершить строительство в установленный срок;
— перечень приложений. В частности, копию свидетельства о государственной регистрации земельного участка и прав на него, справку о размере заработной платы (в случае тяжелого материального положения);
Консервация не завершенного строительством дома
Обратите внимание!
При продлении сроков строительства дома стройку можно не останавливать, при консервации стройка должна быть остановлена на весь период консервации.
При консервации вам надо принять меры:
1) по обеспечению сохранности от разрушения конструктивных элементов и результатов выполненных строительно-монтажных работ;
2) по обеспечению сохранности неиспользованных строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, приобретенных для строительства дома. Например, материалы можно разместить в закрытых помещениях, где обеспечивается требуемый температурно-влажностный режим;
На заметку
Один и тот же дом можно сначала законсервировать, а если после завершения консервации вы не будете успевать его достроить в срок, — обратиться за продлением сроков строительства.
Продажа участка с недостроенным домом
Последствия нарушения всех сроков строительства
Как не допустить изъятие участка: что делать, если не успеваете завершить строительство
Согласно законодательству Республики Беларусь, строительство дома на приобретенном земельном участке необходимо завершить за три года. В противном случае, надел с недостроенным объектом будет изъят у собственника. Но существует множество объективных причин, по которым владелец участка не может закончить стройку в отведенные термины. Это проблемы с финансированием, продолжительная болезнь, длительное отсутствие на территории Беларуси [4]. В этой статье мы расскажем, как в рамках законодательного поля продлить сроки строительства и избежать отчуждения земельного участка.
Сроки строительства
Владельцу участка дается срок продолжительностью в 3 года на завершение строительства дома. Трехлетний термин отсчитывается от даты Государственной регистрации документов [1]. Освоение земельного участка под строительство должно начаться в первый год после регистрации. При возникновении форс-мажорных обстоятельств трехгодичный термин можно увеличить путем консервации объекта или продления сроков строительства [1].
Если участок приобретен до 10 февраля 2009 года, то отсчет трехлетнего термина начинается с 1 марта 2012 года, поскольку в этот период действие Указа № 87 от 2006 года было приостановлено. При наследовании земельного участка с недостроенным объектом трехлетний срок отсчитывается от даты получения права на наследство [1].
Как продлить сроки строительства
Завершенный объект – это здание с фундаментом, несущими стенами и кровлей [1]. Такой дом можно не вводить в эксплуатацию и продолжать работы внутри здания: трассировку и подключение внутренних инженерных коммуникаций, отделку помещений.
Если же владелец не успевает возвести коробку с кровлей в трехгодичный термин, существует несколько способов, как избежать изъятия земельного участка:
Каждый из трех вариантов решения проблемы недостроя имеет свои достоинства и недостатки. И прежде, чем выбрать один из них, необходимо тщательно проанализировать пути и последствия реализации каждого варианта.
Продление срока строительства
Местные власти могут принять решение о продлении сроков строительных работ с учетом материального положения домовладельца или других объективных факторов. Для продления сроков владелец участка должен подать заявление в местный орган исполнительной власти, не ранее, чем за 6 и не позднее, чем за 2 месяца до окончания трехгодичного термина. В заявлении нужно указать:
Также к заявлению нужно приложить копии документов, которые подтверждают объективные причины для увеличения сроков. Это может быть справка о заработной плате (если речь идет о тяжелом материальном положении), справка о состоянии здоровья и необходимости длительного лечения.
Термины выполнения строительных работ могут быть продлены максимум на два года. Процедуру продления можно осуществить только один раз. Нельзя продлить срок на один год, а по истечению этого термина – еще на один год. Документы о продлении сроков выдаются местными исполнительными органами бесплатно, в течение 15 дней с момента подачи заявления.
Консервация строительства
Консервация строительства – один из наиболее удобных вариантов избежать изъятия земельного участка в РБ. Законсервировать стройку можно только один раз и максимум на три года. Решение о необходимости консервации земельного участка принимает сам собственник, без согласования с местными властями. Причиной для такого решения может стать не только материальные трудности или другие проблемы, но и продажа недостроя [3].
Перед тем, как подать заявление о консервации в местный исполком, владелец должен выполнить за свой счет определенный перечень работ.
1. Обеспечение сохранности недостроенного объекта.
Несущие элементы недостроенного дома (фундаментные конструкции, стены) необходимо защитить от воздействия влаги. Фундамент перед консервацией внимательно осматривают, заделывают цементным раствором сколы и трещины, а затем закрывают верхнюю часть рубероидом. Желательно также проложить по периметру фундаментной конструкции канавки для отвода дождевой и талой воды. Законсервировать фундамент с подвальными помещениями без цокольного перекрытия будет намного сложнее. В этом случае придется сооружать временное накрытие, которое защитит от попадания снега и дождя. Временную кровлю придется сооружать и в тех случаях, когда строительство остановилось на уровне стен. Такое накрытие представляет собой скатную конструкцию из необрезной доски, накрытую рубероидом. Дверные и оконные проемы заколачивают фанерными щитами.
2. Обеспечение сохранности оборудования и строительных материалов.
При консервации объект нужно обесточить, а также вывезти весь строительный инструмент. Способ хранения неиспользованных строительных материалов зависит от их стойкости к влаге, ультрафиолету и другим атмосферным воздействиям. Некоторые разновидности материалов (цемент, сухие строительные смеси, грунтовки) лучше продать. За несколько лет (даже при обеспечении надлежащих условий хранения) они утрачивают свои свойства. Кирпич, керамзитные блоки можно хранить на улице. Их складируют на поддоны (чтобы нижний ряд не соприкасался с грунтом) и закрывают сверху рубероидом или другим гидроизолирующим материалом. Для хранения пиломатериалов необходимо оборудовать временное строение, которое защитит дерево от воздействия осадков. Доски, брус и другие материалы складывают в штабеля на поперечных прокладках между рядами, чтобы обеспечить надлежащую вентиляцию.
3. Благоустройство участка.
Благоустройство территории – один из обязательных этапов консервации. В процессе благоустройства владелец должен засыпать все ямы и траншеи, вывезти строительный мусор, а также подготовить места для хранения неиспользованных стройматериалов. В дальнейшем законсервированный объект необходимо периодически осматривать, не допускать разрастания сорняков, засорения участка и прилегающих территорий [4].
В течение двух недель после окончания работ по консервации владелец должен подать в исполком заявление с просьбой провести проверку объекта и выдать акт по результатам. Проверку консервации осуществляет комиссия, созданная исполкомом [4]. Объект считают законсервированным с момента подписания акта. Решение о возобновлении строительных работ владелец принимает самостоятельно. Он обязан уведомить об этом исполком. Сроки строительства возобновляются по дате регистрации заявления о продолжении стройки.
Продажа недостроя
Перед тем, как выставить недостроенный объект на продажу, владелец должен законсервировать его. Продать надел можно либо частному лицу, либо исполкому. При продаже законсервированного недостроя общий термин ведения строительных работ не прерывается для нового владельца [1]. То есть, если объект был законсервирован через год после начала строительства, то у покупателя остается два года, чтобы достроить здание. Но он может воспользоваться процедурой продления сроков, если ее не использовал предыдущий владелец.
Последствия несоблюдения сроков застройки
При несоблюдении сроков застройки Закон об изъятии земельных участков в Беларуси позволяет отчуждать такую недвижимость в судебном порядке. Выявление недостроенных объектов входит в обязанности местных исполнительных органов. Представитель исполкома высылает владельцу одно или несколько предупреждений, а затем подает заявление о проведении оценки стоимости недостроя и земли в местную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества. После получения оценки стоимости, исполком подает заявление об изъятии участка и объекта незавершенного строительства [1].
Недвижимость изымается в судебном порядке и выкупается местной администрацией либо выставляется на публичные торги. В первом случае бывшему владельцу выплачивается сумма, указанная в договоре между ним и администрацией, за вычетом расходов на оценку недостроенного здания. В случае публичных торгов бывший владелец получает всю сумму, вырученную за недвижимость, за вычетом средств, потраченных на оценку недостроя и организацию торгов [1].
Консервация строительства частного дома в рб в 2021
Авторизуйтесь, чтобы воспользоваться функцией:
Министерство архитектуры и строительства подготовило проект указа президента « О строительстве одноквартирных, блокированных жилых домов и ( или) нежилых капитальных построек на придомовой территории». Общественное обсуждение проекта проходит на Правовом форуме и продлится до 11 апреля. Эксперты рынка рассказали, почему указ в нынешней редакции принимать опасно.
Коротко про проект указа
В проекте документа можно выделить несколько основных нововведений. Первое — это сокращение сроков на строительство дома. Говорится, что индивидуальный жилой дом должен быть введен в эксплуатацию гражданином в течение пяти лет с даты осуществления государственной регистрации права частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды на земельный участок ( срок установлен с учетом права на консервацию в течение 3 лет и без возможности продления такого срока исполкомом).
Сейчас, в соответствии с действующим указом № 87, строительство индивидуального жилого дома должно быть завершено в течение 8 лет ( с учетом 3 лет консервации и возможности разового продления срока строительства исполкомом на 2 года).
В обосновании проекта указа говорится, что раньше под « завершением строительства жилого дома» понималось возведение жилого дома под крышу, без обязательства по вводу его в эксплуатацию. А теперь делается акцент на том, что гражданин обязан в установленном порядке принять объект в эксплуатацию.
Проект указа затрагивает интересы тех, кто уже начал строительство на земельных участках, полученных ранее. Для них сроки строительства также сокращаются:
Если на дату вступления в силу указа объект законсервирован, то по истечении срока консервации либо со дня принятия человеком решения о его расконсервации возведение должно быть завершено в установленные сроки и обеспечена приемка объекта в эксплуатацию ( в течение пяти лет с учетом права на консервацию, в течение 3 лет и без возможности продления такого срока исполкомом).
В случае если застройщик не успевает завершить стройку в срок, он может продать ( подарить) незавершенный объект.
Для человека, который приобрел незавершенный строительством объект, срок завершения его строительства устанавливается в три года с даты государственной регистрации права собственности на такой объект. При наследовании объекта его строительство должно быть завершено в течение трех с половиной лет со времени открытия наследства.
В проекте указа закреплены экономические рычаги, понуждающие человека к завершению строительства в сроки, установленные в нем. Так, предусматривается, что после истечения сроков строительства оплата земельного налога взимается по ставке, увеличенной в сто раз.
«Устанавливаемые в проекте указа меры по завершению строительства индивидуальных жилых домов в более сжатые сроки будут способствовать дополнительному привлечению средств граждан в такое строительство, поскольку затронут их интерес в части необходимости уплаты повышенного земельного налога при превышении установленных проектом указа сроков», — говорится в обосновании проекта указа.
Второй важный момент — строить одноквартирные, блокированные жилые дома и нежилые капитальные постройки на придомовой территории будут юрлица, имеющие аттестаты соответствия 1−4 классов сложности. Эту норму обосновали тем, что возведение объектов в районах усадебной жилой застройки осуществляется, как правило, с привлечением государственной поддержки, а при строительстве не аттестованными организациями либо индивидуальными предпринимателями возникает много спорных вопросов по срокам, качеству и выполнению обязательств.
В то же время в проекте говорится, что эта норма не касается тех застройщиков, которые строятся собственными силами.
Проект указа прокомментировали представители общественных организаций, которые непосредственно участвовали в консультационном совете при Министерстве архитектуры и строительства, на котором и рассматривался проект указа.
«Указ в такой редакции вызовет только социальную драму«
Архитектор и основатель архитектурной компании « Аверса-групп», председатель ассоциации проектных и строительных организаций при Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей Антон Гарустович:
— Сразу хочется подчеркнуть, что это только проект указа. И все будет зависеть от того, какие формулировки примут в последней редакции, где законодатель поставит запятую. Так что пока неизвестно, даже будет ли относиться это ко всем объектам 5 класса сложности, или вынесут ввод блокированных двухквартирных или одноквартирные дома в отдельную процедуру или категорию.
Также надо понимать, как принимаются подобные указы, сначала они выносятся на советы, на которых общественные организации, такие как наша, могут все-таки донести реальные последствия этих указов, что и было нами сделано. Чем более многочисленны и влиятельны организации, которые участвуют в диалоге, тем весомей слово. Но, конечно, в данном случае последнее слово за министерством.
Это все чревато значительными последствиями, как для рынка недвижимости, так и для правового статуса имущества, строительства и регистрации домов, для каждого владельца участка или жилого дома. Всегда вопрос простоты и адекватности ввода объектов 5 класса сложности, а также права собственности на участок и дом зависит от практики, мнения и трактовки законов госслужащими местной администрации. И, соответственно, ввод нового закона без отработанной и продуманной практики всегда вносит очень много непонятных моментов в и без того запутанную на данный момент сферу. А когда четко прописанных правил нет, это дает люфт в законодательстве, который трактуется часто не в пользу собственника строения.
Жилые дома всегда вводились по упрощенной схеме и параметрам. Каждая администрация выбирала свой путь и практику для ввода, так как объектов много и в разных местах практика разнится как по согласованию, так и вводу и изъятию участка. Так, например, в Минске одни правила и требования более строгие, в Минском районе — другие, а на периферии — третьи. Все зависит от ценности земли, интенсивности застройки, строгости требований администрации и иных факторов. Указ наложится на существующую практику, нормы и правила — это внесет много непонятных моментов. Сейчас структура примерно такая: построили, завершили объект, начали процедуру ввода, собрали заключения, ввели его в эксплуатацию, вызвали БРТИ, зарегистрировали. Формы актов утверждены, ничего сложного. Но уже было наложение указов друг на друга, отмена одних и замена их другими. То есть исчезает понятная и слаженная процедура их работы. Теперь неясно, какие внутренние разъяснения будут даны исполкомам: более жесткого или мягкого применения санкций?
То есть все ждали указа, где будет четко прописана процедура ввода таких объектов в эксплуатацию. Потому что сейчас эта процедура касается 6−10 нормативных документов разных ведомств, в чем и была сложность. Вот видим очередной указ, который не связан с общей концепцией и процедурой. Вместо того, чтобы все сделать скоординированно, со всеми заинтересованными, выделить отдельно блокированные, индивидуальные дома, объекты 5 класса сложности, расписать процедуру введения их в эксплуатацию и все правила этого процесса, разделить меры зависимости от права владения землей ( ведь процедура возведения отличается на частной и арендной земле). Даже частная земля у нас — это большой вопрос: частная она или нет? Ведь мы покупаем на аукционе, по сути, не в собственность землю, а право застройки этой земли, которое ты должен реализовать в определенные сроки. Потому что если это твоя частная земля, то почему ты должен придерживаться этих правил застройки по отведенному времени? Выходит, это ограничение прав пользования собственностью?
И вот этот новый закон только добавляет виток в клубок всех нормативных актов, вместо того чтобы его распутать. То есть он не вносит никакой ясности в процедуру. Указ в такой редакции вызовет только социальную драму. Появится много семей, которые решились построить дом, и столкнутся с нехваткой денег. Затем нас ждут огромные штрафные санкции, отчуждение, статьи, видео-обращения с жалобами…
Ведь администрация района должна следить за территорией. Раньше это реализовывалось, основываясь на регламентах территории, не использовании земельного участка, неправильном использовании, нарушении сроков и норм строительства и так далее. Администрация писала предписание, и собственник мог доказать, что он что-то строил, показывал проект, фундамент и так далее. То есть мог избежать штрафных санкций. На комиссии показывал, что у него что-то есть, хоть и затянул сроки. Администрация, высылая предписание, выполняла свою обязанность, но собственник, в принципе, знал, что делать. Таким образом реализовывалось право. А сейчас к собственнику просто могут прийти в любой момент и поставить перед фактом?
Опять же, появляется большая площадка для спекуляций. Ведь право на собственность, жилье прописано в конституции. То есть проектируется объект собственности, под него выделяется земельный участок, и у человека есть право на пользование ею, а в таком случае как должен решаться этот вопрос?
Ну и главный вопрос: как на это отреагирует рынок недвижимости. Он повысит или понизит цены на участки? Если выставить на продажу сейчас все участки с недостроями, то предложений будет очень много, а спроса очень мало. Рынок может просто рухнуть. И вот этот люфт в законодательстве ведет к этому.
«Проблема даже не в указе, а в размытости понятия собственности»
— Из-за таких промахов законодательства будут страдать люди. К примеру, не может человек достроить дом, по разным причинам. Что ему отчуждать? Законсервировать и отчуждать участок или « стройматериалы»? Представляете, сколько он потеряет? Сколько сил, времени, денег он вложил? А сколько домов по стране, которые не могут ввести в эксплуатацию по историческим или техническим причинам? Есть множество домов, которые даже не зарегистрированы. А реконструкция? Тоже большой вопрос — новое строительство или реконструкция. Что стимулирует новый указ? Построить хоть какой дом — ввести, а потом не спеша его реконструировать?
Но, учитывая, что это проект указа и прежде, чем его принять, было проведено консультативное собрание с общественными организациями, документ может быть изменен. Данное сообщение лучше воспринимать, как сигнал для всего рынка и владельцев участков и недостроев. Видно, что власть не желает делать резких шагов, так как тема острая, но тенденции по корректировке и, скорее всего, ужесточению ответственности за «недострой» есть. Надо понимать последствия. Это, например, может даже привести к рейдерскому захвату земли. Выбила какая-то компания себе участок под строительство коттеджного поселка, построила всю инфраструктуру, возвела какие-то коробки, но не уложилась в строки по каким-либо причинам. Земля изымается и продается или передается другой компании за бесценок. Остается только собрать сливки.
Поэтому обратите внимание на ваши участки, дома, проверьте документы и лучше завершите все, так как уже скоро может быть поздно: правила и рынок изменятся и возможен нездоровый ажиотаж вокруг данного вопроса.
В целом тут вопрос даже не в самом указе, а намного глубже: в размытости понятия собственности. Что такое право собственности на землю, недвижимость сейчас и право распоряжаться этой собственностью?
«Принятие проекта указа негативно скажется на владельцах земельных участков»
Республиканская конфедерация предпринимательства также оставила свое мнение по поводу нового проекта указа. Письмом от конфедерации поделился заместитель председателя ВКС, председатель комитета по строительству Алексей Коленда:
— По результатам рассмотрения проекта указа президента « О строительстве одноквартирных, блокированных жилых домов и ( или) нежилых капитальных построек на придомовой территории» сообщаем, что, по мнению СЮЛ « Республиканская конфедерация предпринимательства», принятие данного проекта Указа негативно скажется на гражданах — владельцах земельных участков.
Так, проектом указа предусматривается ужесточение ответственности за несвоевременное завершение строительства одноквартирных, блокированных жилых домов физическими лицами и предполагается увеличение финансовой нагрузки в виде увеличенного земельного налога в 100 раз. Причиной несвоевременного завершения строительства в преобладающем большинстве случаев является отсутствие финансирования, что вытекает, как правило, из недостаточного дохода, дорогих кредитных ресурсов, завышенных требований по обеспечению гарантий для банков, отсутствия страховой системы гарантированного возврата кредита. И увеличение земельного налога будет стимулировать создание схем для ухода от ответственности посредством консерваций, отчуждений и прочих действий, не направленных на завершение строительства, так как сумма штрафа несоизмерима с доходами. Вместе с тем, предлагаем рассмотреть соразмерную величину ответственности за несвоевременное завершение ответственности и увеличить ставку земельного налога в случае просрочки в 5 раз для граждан, имеющих в собственности или ином праве земельный участок для строительства жилого дома, а в случае владения несколькими земельными участками, то на один, который был приобретен/получен первым — увеличение земельного налога в случае просрочки в 5 раз, а на последующие — увеличение земельного налога в 50 раз.
Также следует отметить, что в соответствии с п 5.5.1 СТБ 2331−2015 строительство одноквартирных, блокированных жилых домов относится к 5 классу сложности зданий. Попытка регулирования взаимоотношений гражданина застройщика-владельца земельного участка и подрядчика приведет только к увеличению себестоимости строительства для граждан. Это следует из того, что у подрядчика, обладающего аттестатом соответствия на 1−4 категорию, накладные затраты значительно выше, чем у организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство зданий и сооружений по 5 классу сложности. Так, при выборе способа производства строительных работ и\или подрядчика\исполнителя гражданин рискует только своими деньгами, и заключение либо не заключение договора строительного подряда с ИП или аттестованной организацией — сугубо дело выбора каждого гражданина. Также сегодня есть обширная практика разрешения споров между подрядчиком и заказчиком ( в том числе за некачественно выполненные работы, нецелевое использование денежных средств), которые есть в сфере строительства независимо от класса сложности объекта, и они не требуют дополнительного регулирования. Одновременно предлагаем интегрировать данную норму в сферу регулирования строительства блокированных жилых домов с господдержкой, так как это обусловлено гарантией защищенности государственных денег от нецелевого использования.
Предложенные в данном проекте указа пятилетние сроки строительства при предоставлении гражданам земельных участков для строительства одноквартирных, блокированных жилых домов после вступления в действие данного проекта указа в целом будут иметь положительный эффект, за исключением нормирования сроков строительства для граждан, получивших земельные участки до вступления в действие настоящего проекта указа. Так как градация сроков завершения работ основана только на давности предоставления участков и не принимает во внимание финансовое положение и степень готовности жилого дома, то принятие этой нормы в той градации, что приведена в проекте указа, вызовет большой общественный резонанс. Нашим предложением является приведение всех в равные условия по срокам завершения строительства независимо от давности получения земельного участка и установить его 5 лет с момента принятия данного указа.
На основании приведенных доводов Конфедерация считает целесообразным:
В остальном проект указа окажет ожидаемое стимулирующее воздействие на своевременность завершения строительства блокированных жилых домов гражданами на предоставленных им земельных участках.