концентрическая структура обучения это
Понятие о концентрическом, линейном и линейно-ступенчатом принципе расположения учебного материала.
Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения:линейный и концентрический.
В последнее время интенсивно обосновывается, в частности Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.
Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.
Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзию знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.
Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.
Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем.
Линейный (раздел изучается 1 раз); ступенчатый (раздел изучается в несколько этапов); концентрический (разделы изучаются «по кругу» от фонетики до синтаксиса).
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Понятие о концентрическом, линейном и линейно-ступенчатом принципе расположения учебного материала.
Понятие о концентрическом, линейном и линейно-ступенчатом принципе расположения учебного материала.
Понятие о концентрическом, линейном и линейно-ступенчатом принципе расположения учебного материала.
Доклад для научно-практической конференции «Проблемы структуры школьного исторического образования: от концентров к линейности»
«Проблема структуры школьного исторического образования:
от концентров к линейности»
Нешатаева Юлия Павловна, учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №8» ГО г. Октябрьский
Одним из приоритетов государственной политики в области образования в настоящее время является выбор путей модернизация школьного исторического образования – то есть модели образования, отвечающей вызовам XXI века. И особое внимание здесь принадлежит структуре школьного исторического образования.
Под структурой понимают порядок, последовательность преподавания курсов всемирной и отечественной истории. В методике разработаны линейная и концентрическая структуры исторического образования.
Линейная структура предполагает изучение последовательных этапов истории человечества с древнейших времен на протяжении всего школьного курса – каждый этап один раз. Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемому материалу, и при повторном изучении его содержание расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. В нашей стране неоднократно попеременно вводились линейная или концентрическая структуры. До 1959 года в СССР существовала линейная структура исторического образования. После введения всеобщего восьмилетнего образования произошла перестройка преподавания истории на основе принципа концентризма. Этой структурой устранялись главные недостатки прежнего линейного построения. Исчезла перегрузка учащихся, открылась возможность более широкого применения активных методов и организации самостоятельной работы учащихся. Но возникли и определенные трудности – история в старших классах излагалась более конкретнее и была перегружена фактическим материалом. В результате в 1965 году принимается постановление о возврате к линейной структуре. Последняя попытка перехода к концентрической структуре предпринята в 1993 г. в условиях конституционной нормы обязательного девятилетнего образования.
В мировой практике не доминирует линейная или концентрическая структура образования – у каждой модели есть свои особенности, достоинства и недостатки. Но в нашей стране с 2009 г. –введение ЕГЭ в определенном смысле обострили и выявили проблемы, которые существуют в сфере исторического образования. Анализ состояния исторического образования в образовательных учреждениях Российской Федерации показывает, что его эффективность и качественный уровень концентрической структуры в настоящее время далеко не в полной мере соответствуют индивидуальным и общественным запросам. В последнее время обнаруживаются серьезные недостатки существующей системы исторического образования:
— слабая заинтересованность образовательных учреждений в удовлетворении изменившихся образовательных запросов граждан, направленных на получение качественного образования, отвечающего современным требованиям личности, общества и государства;
— недостаточный уровень восприятия отечественной системой образования мировых тенденций развития образования;
— недостаточное внимание к формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях.
Проблема двух концентров заключается в том, что постепенное изучение родной истории в основной школе и последующие беглое повторение в старшей, перестало отвечать целям по формированию прочных знаний учащихся, что сказалось на снижении результатов ГИА. Большая часть вопросов ОГЭ в 9 классе посвящена истории XX века, это один из самых сложных периодов и его системное изучение в старшем возрасте вполне оправдано.
Разработка концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории является важным шагом в развитии системы образования России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения, обеспечении консолидации и единства российского народа. Данная концепция выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории.
Целью разработки новой концепции является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.
Методологической основой концепции являются:
— многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества;
— исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
— антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
— историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Именно линейная структура дает возможность усваивать многие новые темы, которые содержит историко – культурный стандарт.
Реализация Концепции предполагает подготовку учебно – методического комплекса. С сентября 2015 года издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово» представлены новые учебники по истории России, которые прошли научную историко-культурную экспертизу, проведенную Российским историческим обществом, соответствуют требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту. Эти требования к учебнику заключаются в следующем:
— он должен показывать роль и место отечественной истории в русле мировых событий;
— побуждать к самостоятельному рассуждению;
— учить анализировать исторические тексты;
— сопоставлять разные точки зрения, различать факты и их интерпретации;
— стимулировать на получение исторических знаний из других источников;
— способствовать формированию навыков исследовательской и проектной деятельности;
— способствовать развитию критического мышления учащихся;
Также в основу УМК положен культурно – антропологический принцип, и поэтому вопросам культуры и повседневной жизни населения, различных его слоев уделено намного больше места, чем в ранее выходивших учебниках.
Историко- культурный стандарт содержит Примерный перечень «трудных вопросов истории России» и в новых учебниках по сложным темам приводятся разные точки зрения историков.
В учебниках соответствующим требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту наиболее оптимальной структурой курса истории в основной школе представляется модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. В 9 классе изучение курсов истории завершается 1914 годом, 10 класс посвящен изучению истории XX – начало XXI веков. В 11 классе на базовом уровне может быть предложен интегрированный курс всемирной и отечественной истории, но не по всему содержанию, а по наиболее сложным темам. На профильном уровне основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы. При этом учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии.
Учитывая данные особенности, переход на линейную систему целесообразен с 6 – 7 класса, переход будет не заметен, в 8 – 9 классах в учебниках уже отмечается хронологический разрыв. Полный переход на линейную систему планируется осуществить в течении ближайших трех лет.
Для синхронизации с курсом всеобщей истории издательства ведут работу над обновлением данных учебников. Хронологические рамки курса зарубежной истории в соответствие с новым УМК по истории России планируется привести в 2016 – 2017 учебном году.
Принципиальным становится вопрос о пересмотре подходов к организации и структуре ГИА и ЕГЭ по истории. Экзаменационный материал в этом учебном году останется без изменений, и будет пересмотрен скорее в следующем учебном году.
Переход на линейную систему не является возвращением к прежней линейной системе, существовавшей в XX веке. Реализация Концепции предполагает следующие особенности линейности:
— прежняя линейная система не позволяла в полной мере учитывать возрастные познавательные возможности школьников,
— если ранее советская модель линейной структуры базировалась на одномерно-линейном принципе наращивания исторических знаний, преобладал формационный подход в изучении истории, то на данный момент в основу новых учебников положен антропологический и историко – культурологический подходы, многоуровневое представление истории, ориентация на формировании умения применять знания в конкретной жизненной ситуации, приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям.
— современная линейная система позволяет вернуться в старших классах к сложным вопросам ранних периодов истории на более высоком проблемно – теоретическом уровне.
Таким образом, с 2015 – 2016 учебного года реализуются не только ФГОС ООО, но и Концепция нового УМК по отечественной истории, и историко – культурный стандарт, которые направлены на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Концентрическая структура исторического образования
— способ построения предметного обучения, предполагающий неоднократное, с учетом возраста учеников, изучение одних и тех же периодов истории на разных ступенях (концентрах) среднего исторического образования.
Идея концентрического построения учебных курсов возникла в немецкой педагогике XIX века и получила широкое распространение в российских дореволюционных гимназиях. Обучение истории предполагало наличие двух или трех концентров. К.С. исторического образования. Как правило, один концентр предполагал процесс обучения истории в рамках начального, среднего звена образования или в старших классах. На каждой ступени предполагалось изучение предмета на более высоком уровне. осуществлять на более высоком уровне.
Наиболее развитые формы К.С. обучения обрела в начале XX века. Согласно учебной программе по истории 1913 года процесс преподавания истории осуществлялся по следующим концентрам: 1 ступень
II класс – Окончание элементарного курса отечественной истории; древняя история (Древний Восток, Греция в древнейшую эпоху;
2 ступень: III класс – история древней Греции и Рима; IV класс – история средних веков и систематический курс русской истории (до Ивана IV); V класс – новая история до 1789 и систематический курс русской истории (до Екатерины II);
VI класс – новая история (окончание) и систематический курс русской истории (окончание).
VII класс – новая история
VIII класс – история античной культуры
А также на этой ступени изучался дополнительный и повторительный курс русской истории
При таком построении курса русская история изучалась в трех концентрах, а всеобщая в двух концентрах. Учебное содержание курсов поэтапно и постепенно усложнялось. Элементарные курсы истории строились на основе изучения отдельных, хронологически связанных очерков биографического характера. Курсы истории IV – VI классах основывались на изложении конкретного хода исторического процесса, без развернутой характеристики исторических эпох. Изучение истории в старших классах строилось на проблемной основе, акцент переносился на раскрытие вопросов духовной культуры общества. В дореволюционной методике преподавания истории данное построение учебных курсов было подвергнуто критике за излишнее сближение концентров, что приводило к неоправданным повторам учебного материала и снижало мотивацию обучения.
В советское время доминировала линейная структура исторического образования. (См.: Линейная структура исторического образования). Лишь на короткое время (1959 – 1965 гг.) был осуществлен возврат к К.С. исторического образования. В связи с переходом к всеобщему восьмилетнему образованию ставилась задача дать выпускникам восьмилетней школы законченное историческое образование. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 года «О некоторых и изменениях в преподавании истории в школах» структура исторического образования приобрела следующий вид:
VI класс- история средних веков
В 1993 году был принят закон Российской Федерации «Об образовании», согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее образование). В последующие годы был предложен следующий вариант К.С. исторического образования:
2 ступень, основная школа.
V класс – история древнего мира;
VI класс – история средних веков (до конца XV в), история России (до конца XVII в.);
VII класс – история нового времени (XV- до начала XIX вв., история России (до начала XIX в.);
IX класс – новейшая история (XX в), История России ( XX в.).
Изучение истории в основной школе могло осуществляться и на основе преподавания интегрированного курса «Россия и мир»
Такое построение учебного курса позволяло дать законченное историческое образование учащимся основной школы. Они получали основные сведения по истории человечества на основе синхронного изучения курсов отечественной и всеобщей истории. В старшей школе у учащихся появлялась возможность ознакомиться с отечественной и всеобщей историей на новом, более высоком уровне осмысления материала, в соответствии с профилем школы.
Исторический опыт изучения истории на основе К.С. свидетельствовал, что его основными достоинствами являются:
возможность изучения всех учебных курсов в соответствии с возрастными возможностями учащихся; повторное изучение курсов обеспечивает дополнительное закрепление учебного материала;
учащимся, получающим не полное (основное) среднее образование, дается законченное историческое образование;
в старшей школе школьный курс истории может строиться на проблемной основе, в соответствии с профилем школы, создается возможность для интегративного изучения курса отечественной и всеобщей истории.
Вместе с тем, К.С. исторического образования присущи следующие недостатки:
сближение концентров, отсутствие четкости в отборе учебного материала приводит к неоправданным повторам, что снижает мотивацию изучения истории, так как психологами установлено, что одним из основных стимулов для развития познавательного интереса к предмету является новизна фактов;
сокращение времени на изучение учебного материала на 2-ой ступени обучения (основная школа) затрудняет возможности для формирования исторических представлений, решения задач развития познавательного интереса за счет введения ярких, занимательных сведений, а самое главное – существенно осложняет реализацию развивающих и воспитательных целей обучения, так как каждый урок очень насыщен собственно историческими знаниями;
завершающий концентр, оказывался, как правило, перегруженным учебным материалом.
См. также Современная система исторического образования в России.
— отечественный методист, кандидат педагогических наук. Заслуженный учитель школы РСФСР. С 1945 года научный сотрудник НИИ cодержания и методов обучения АПН СССР. Научная и педагогическая деятельность охватывает более полувека (20- 60 гг. XX в). К. автор более 150 научных трудов по различным проблемам методики преподавания истории.
В 20-30 гг. К. много занимался вопросами экскурсионной работы. Автор одного из первых учебных пособий по методике изучения Конституции СССР. Главный вклад. К в методику состоял в создании нового типа учебника истории. В 1954 году К. был создан экспериментальный учебник по истории древнего мира для 5 класса. После экспериментальной апробации был внедрен в практику преподавания истории и использовался в процессе преподавания вплоть до начала 90- х. гг. Учебник К. был удостоен Государственной премии СССР (1973). В отличие от учебников предыдущего поколения, учебник К. содержал систему знаний, доступную для усвоения учащимися в отведенное программой время, соответствовал возрастным возможностям школьников, был прост и ясен в изложении, в нем был произведен тщательный отбор дат, фактов, исторических персоналий, понятий. Принципиально новым был методический аппарат учебника. К. одним из первых ввел вопросы и задания в текст учебника, осуществил подбор иллюстраций и документов, обеспечивающих освоение основного содержания текста учебника. К. внес существенный вклад в теорию разработки школьных учебников. (См.: Вопросы научно-методического обоснования учебника истории древнего мира в средней школе. Известия АПН РСФСР. № 112. 1960).
Другой важной стороной творчества К. являлась методика преподавания истории древнего мира в средней школе. Он был одним из авторов и редактором фундаментальной коллективной монографии «Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V– VI классах» (М., 1970). В этом исследовании затрагивались вопросы обоснования методики преподавания истории как науки, целей обучения истории, путей познания исторической действительности, усвоения исторических знаний, история преподавания в дореволюционный и советский период истории, реализация воспитательного и развивающего потенциала, проблемы урока истории, роли учителя в процессе преподавания истории. К. являлся редактором и автором «Методики обучения истории в средней школе» (М.,1978), долгое время служившей учебным пособием в процессе преподавания методики в педагогических вузах.
К. являлся членом редколлегии и заведующим методическим отделом журнала «Преподавание истории в школе».
Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 49 | Нарушение авторских прав
Структура школьного исторического образования.
1. Линейная структура.
2. Концентрическая структура.
Закон Российской Федерации «Об образовании», решение коллегии Министерства образования от 28.12.94 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» обосновывают необходимость формирования новой структуры и содержания исторического образования, которые обеспечивают становление целостной и завершенной системы знаний на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной средней школе). Фактически речь идет о создании системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе. В основной и полной средней школе (5-9-й и 10-11-й классы) введена концентрическая система изучения предметов образовательной области «Общественные дисциплины». В переходный период обострилась проблема структуры исторического образования в связи с неподготовленностью учителя к работе в новых условиях. Под структурой понимают порядок, последовательность преподавания курсов всемирной и отечественной истории.
Рассмотрим предысторию вопроса. В методике разработаны линейная и концентрическая структуры исторического образования. Различные принципы построения имеют свои достоинства и недостатки.
В советской школе преобладал линейный принцип построения школьного исторического образования. Этот принцип лежал в основе школьного курса истории в течении 43 лет. На протяжении 25 лет история в школе преподавалась на основании Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. С 1959 г. предпринимались попытки перейти на концентрическую структуру образования. Однако 14 мая 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах», в результате чего еще 18 лет господствовала линейная структура исторического образования. Переход к линейному принципу обучения истории в средней школе в середине 60-х гг., конечно, не был простым возвращением к историческому образованию 30-х-50-х гг. Это был качественно иной период развития советской образовательной системы. Ее совершенствование продолжалось, последний вариант был разработан в 1984 году и просуществовал до 1993 года. Он выглядел следующим образом (табл. 1).
Структура школьного исторического образования
Класс | Исторический курс | Количество часов в неделю |
5 | Эпизодические рассказы по истории СССР | 2 |
6 | История древнего мира | 2 |
7 | История средних веков (до середины XVIII века) | 2 |
8 | История СССР с древнейших времен до конца XVIII века | 2 |
9 | Новая история (1640-1870 гг.). История СССР (XIX век) | 3 |
10 | Новая история (1870-1918 гг.). История СССР (с начала XX века до 1936 г.). Новейшая история зарубежных стран (1917-1939 гг.) | 4 |
11 | История СССР (с 1936 г. до настоящего времени). Новейшая история зарубежных стран (с 1939 г. до настоящего времени) | 3 |
Линейная структура, как видим, предполагает изучение последовательных этапов истории человечества с древнейших времен на протяжении всего школьного курса – каждый этап один раз. Такая структура просуществовала долго, так как имеет ряд положительных моментов. Преимущества линейного построения в том, что оно соответствует структуре исторической науки. Психолого-педагогические соображения не играют ведущей роли в обосновании указанного принципа. Расположение материала естественно; учащиеся, заканчивающие среднюю школу, получают полное представление об историческом развитии человечества. При экономии времени линейный принцип позволяет избежать повторений. Изучение нового материала поддерживает интерес учащихся к предмету. Такая структура позволяет придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Она дает возможность формировать понятия, выявлять причинно-следственные связи, ярко и живо излагать исторические факты, вносить изменения в содержание исторического образования. Общее содержание учебного исторического материала легко поддается корректировке. В советской школе неоднократно пересматривался объем исторических фактов и понятий, сокращалось время на изучение ранних периодов истории ради углубленного изучения новейших фактов.
Вместе с тем у такой структуры есть и серьезные недостатки. Прежде всего, история древнего мира и средних веков, которые изучались в младших классах, усваиваются на элементарном уровне. Попытки восполнить этот пробел вели к перегрузке ребенка. Возможности вернуться к данным периодам на более высоком теоретическом уровне нет. При линейной структуре обучение растягивается на 6-7 лет, носит экстенсивный характер. Зачастую нарушалась синхронизация отечественной и зарубежной истории, у школьников не создавалось целостного представления о прошлом. Построение курсов основывалось на формационном подходе, периодизация школьных курсов не всегда носила научный характер. Так, в 8 классе изучалась история СССР с древнейших времен до конца XVIII века, в 10 классе 1917 г. и 1936 г. были вехами, которые определяли начало изучения новейшей истории, 1936-м годом заканчивался курс истории СССР. На всей территории СССР существовал единый учебный план, программа, которые определяли содержание преподавания истории. Зачастую не учитывались национальные, региональные и исторические особенности отдельных республик и областей. Следует заметить, что последние замечания напрямую не связаны с принципами линейной структуры образования. Но свою роль в решении о переходе к концентрической структуре они сыграли.
Переход к концентрической структуре школьного исторического образования в середине 90-х гг. воспринимался как новый. Однако еще на рубеже XIX-XX веков методическая мысль увидела достоинства концентрического построения исторического образования. Так, в начале XX века в первом и втором классах гимназий был введен доступный пропедевтический курс русской истории, а в 1913 г. такой же курс древней истории во втором классе.
В значительной мере воздействием идей концентризма объясняется введение в дореволюционной школе пропедевтического курса истории в городских училищах и первых двух классах гимназий (курс отечественной истории). В начале XX века в гимназиях историческое образование устанавливалось по двум концентрам, а в 1913-1915 гг. перестраивалось на три ступени по русской истории и две – по всеобщей истории.
В связи с введением в СССР в 1959 г. всеобщего восьмилетнего образования произошла перестройка преподавания истории на основе принципа концентризма. Учащиеся, заканчивая восьмилетнюю школу, должны были иметь представление об истории своей страны и зарубежных стран с древнейших времен до современности. Программа предусматривала изучение в 5-6-х классах элементарных курсов истории древнего мира и средних веков; в 7-8-х классах – элементарного курса истории СССР с важнейшими сведениями из новой и новейшей истории, а также Конституции СССР; в старших 9-11-х классах – систематических курсов истории СССР, новой и новейшей истории; в выпускном классе – обществоведения. Этой структурой устранялись главные недостатки прежнего линейного построения. Исчезла перегрузка учащихся, открылась возможность более широкого применения активных методов и организации самостоятельной работы учащихся. Вместе с тем не был проведен достаточно продуманный отбор содержания и соответствующих приемов изложения программного материала в каждом из концентров. История СССР XIX и XX вв., новая и новейшая история излагались в учебниках для старших классов конкретнее, чем в 8-м классе. Обе ступени были недопустимо сближены, что создавало определенные трудности в обучении. Систематические курсы даже при условии трехлетнего срока (9-11-й классы) оказались сильно перегружены фактическим материалом. На весь курс обучения ложился отпечаток спешки и поверхностного изучения. В результате 14 мая 1965 г. принимается постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школе». Как уже говорилось, вернулись в основном к линейной структуре.
Последняя попытка перехода к концентрической структуре исторического образования предпринята в 1993 г. и существенно отличается от прежних.
Рассмотрим достоинства обучения, в основе которого лежит концентрический принцип построения школьного курса истории. Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемому материалу. Один и тот же вопрос рассматривается несколько раз в разных классах, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются. В этом случае в обучение истории вводится пропедевтический курс (предваряющий). Принцип концентризма широко распространен в зарубежной школе и школах постсоветских государств (Литва, Латвия и др.) Такая структура позволяет изучать историю человечества с одинаковой глубиной. Применение концентризма имеет ряд преимуществ, если, во-первых, правильно определен объем, специфика содержания и формы изложения исторического материала в каждом из концентров в соответствии с возрастными особенностями. Содержание для основной школы – не уменьшенная копия систематического курса средней школы. У каждого концентра своя специфика отбора материала. Во-вторых, между соответствующими разделами соблюдается разрыв во времени (3-4 года), нецелесообразно введение более двух концентров (кроме пропедевтики). В-третьих, есть учебники и даже учебно-методические комплексы, которые учитывают особенности преподавания истории.
Современная школа опирается на принцип концентризма. Основной причиной перехода на новую структуру стал Закон Российской Федерации «Об образовании», согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В последние годы выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования:
Начальная школа – пропедевтические курсы истории