зоосад свято духова монастыря
Иеромонах Василиск перевез монастырский зоосад в «Обитель птиц»
Жители Волгограда хорошо знают зоосад во дворе Свято-Духовского мужского монастыря в центре города на улице Чапаева, где в вольерах и клетках обитают птицы пятнадцати видов, восемь из которых занесены в Красную книгу. Многие приводили сюда детей, чтоб показать им аистов, фламинго, орлов и филинов.
У каждой птицы своя драматическая история жизни, в результате чего на воле они уже обитать не могут. Заботится о пернатых насельник монастыря, иеромонах Василиск (Саяпин). И хоть во дворе монастыря птицам жилось хорошо, уже давно родилась идея перевезти их куда-то поближе к природе.
Выбор пал на природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Здесь размещается скит Покрова Пресвятой Богородицы Волгоградской епархии, а теперь и центр реабилитации диких животных «Обитель птиц». Почему нельзя этого было сделать раньше? Недавно были урегулированы некоторые формальности по использованию 63-х гектаров земли, и теперь скит начинает новую жизнь. Кроме зоосада здесь планируется построить небольшую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и несколько келий для братии.
То, к чему так долго готовились, свершилось. 5 мая первая партия обитателей монастырского зоосада сменила место жительства. По словам отца Василиска, обстановка изоляции в связи с пандемией даже сыграла им на руку:
— Птиц надо было поместить в специальные клетки и погрузить в машину, — рассказывает батюшка. – Всю эту операцию мы проделали при полном отсутствии людей. Наши питомцы и так были в стрессе, а если бы все происходило на глазах у посторонних, они бы еще сильнее разволновались. Так что нет худа без добра.
Отец Василиск провел съемочную группу сайта Волгоградской епархии по природному парку, и рассказал, как его питомцы провели первый день на новом месте.
Обитель птиц, или В мире животных отца Василиска
Близ Волгограда, в Волго-Ахтубинской пойме, разместился необычный реабилитационный центр.
В природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», помимо естественных красот, не так давно появилось место, которое в скором времени станет настоящей жемчужиной Заволжья. Можем поспорить, но сюда уже в самое ближайшее время потянутся сотни туристов, чтобы полюбоваться на краснокнижных птиц, которые живут в Реабилитационном центре для диких животных, попавших в беду. За ними с верой и любовью ухаживает иеромонах Василиск (Саяпин.)
Рукой подать
Ехать до необычной обители совсем недолго: съезд с «танцующего» моста, поворот на ерик Сахарный – и мы на месте. Машину оставляем у шлагбаума: въезд в природоохранную зону строго запрещён. В скором будущем здесь появится стоянка для посетителей.
Пять минут пешком от дороги, и мы оказываемся в совершенно ином мире: три сруба, вольеры с удивительными птицами.
Фото: Алексей Копаев /Volganet.net
Иеромонах Василиск встречает нас с улыбкой.
– Сейчас я вам всё покажу, – говорит он.
Из сада в центр
История создания реабилитационного центра началась ещё более 15 лет назад. По благословению тогда правящего архиерея митрополита Германа двор Свято-Духова монастыря в Волгограде решили украсить небольшим садом, со временем в нём поселились золотые и китайские фазаны, несколько других видов птиц и животных. А позже горожане, узнавшие о мини-зоосаде, начали приносить в монастырь раненых птиц.
– По большей части это были представители Красной книги, которые уже никогда не смогли бы вернуться в естественные условия и выжить, – рассказывает отец Василиск. – Тогда и возникла идея переименовать зоологический сад в реабилитационный центр для диких животных, которые попали в беду.
Со временем число «постояльцев», которых приняли, вылечили и поселили в монастырском зоосаде, значительно выросло. Небольшой двор уже не вмещал всех обитателей. Вопрос о новой территории стоял очень остро. В 2017 году начался поиск подходящего земельного участка.
– Нам на выбор предоставили три лесных участка, – продолжает священнослужитель. – Один из них располагался в Волго-Ахтубинской пойме, в месте, которое я раньше частенько посещал, мечтая, что здесь и будет находится наш Центр. Мечта сбылась: нам выделили земельный надел в 63 гектара.
Птичий переезд
Вскоре сюда и переехали питомцы реабилитационного центра. Отец Василиск говорит, что с ними уже спустя некоторое время произошли разительные перемены.
– Они изменились! Пока жили в городе, брали корм у людей с рук, а сейчас влились в природу. Некоторых повадок в монастыре я не видел. К примеру, не замечал, чтобы спали филины, потому что их постоянно трогали, а здесь они дремлют, ведут себя как в обычных условиях. Там они никогда не пели, а здесь ночами ухают. Журавли курлыкают, аисты и фламинго разговаривают, хотя почти шесть лет были как немые.
На данный момент в реабилитационном центре живут серый журавль, журавль-красавка филины, курганник, обыкновенный фламинго, белый аист, охотничьи фазаны. В монастыре есть ещё хищники, но их пока не успели перевезти. Для них нужны большие вольеры, да и для нынешних постояльцев в планах построить новые, просторные «квартиры».
Печальные истории
У каждой птицы, которая здесь живёт, своя история, причём, чаще всего, печальная.
Конька-курганника нашли у обочины трассы: скорее всего, птицу сбила машина. Сломанное крыло вылечили, но кистевую часть пришлось удалить, потому в естественную природу он вернуться уже не смог.
Фото: Алексей Копаев /Volganet.net
С одним из филинов приключилась та же беда: его нашли на трассе со сломанным крылом. Второй филин был буквально нашпигован мелкой дробью. Повреждения оказались такими, что самостоятельным охотником птице уже никогда было не стать.
Серого журавля центру подарил директор Окского заповедника Юрий Маркин. Раненого, тоже со сломанным крылом, его нашли в Рязанской области близ деревни Лашма. Нового питомца центра так и назвали – Лашма.
Белого аиста Малыша священнослужителям передал Волжский зоологический сад, которому корм для питомца оказался не по карману.
С фламинго вообще вышла интересная история. Эта птица не живёт на территории России, тем не менее, красавец заблудился и прилетел в Волгоградскую область. Его заметили в Палласовском районе, там его поймали и привезли в Волгоград. Московский и ростовский зоопарки птицу взять отказались – так фламинго, которого назвали Никой, остался в Волгограде.
Дорогое содержание
– И сейчас в монастырь нередко приносят раненых птиц – вот только на днях привезли орлана-белохвоста, – говорит отец Василиск. – Мы передаём страдальцев в ветеринарную клинику доктора Чулковой, там их лечат, а потом мы определяем их на постоянное место жительства.
Содержать реабилитационный центр – удовольствие не из дешёвых, на корм нужно порядка 30 тысяч рублей. К счастью, помогают простые волгоградцы, волонтёры.
Фото: Алексей Копаев /Volganet.net
– У нас есть бабушка, которая ежемесячно приносит на питание для журавлей 1000 рублей. Для орлана-белохвоста рыбная артель с Дона передаёт рыбу. Фламинго опекает Галина Борисовна Чулкова. У него очень дорогой корм, который нужно заказывать в Дании. Из-за коронавируса Нике пришлось сесть на российскую диету, – улыбается отец Василиск.
Природа и человек
Несмотря на то, что центр реабилитации занимает лишь небольшой участок природного парка, здесь собрана огромная коллекция животных, птиц и насекомых. Например, здесь селятся все пять видов дятлов, тювик европейский, три вида неядовитых змей, обитают барсуки, косули, зайцы, лисы, белогрудые куницы, а певчих птиц просто не сосчитать!
– С каждым годом этот участок всё более обогащается. После того, как мы запретили сюда въезд на машинах, разрешив только пешие прогулки, природа сразу себя проявила: стали активно селиться птицы и животные, убедившись, что человек – это не агрессивное существо, – говорит отец Василиск.– Радует, что и люди стали более ответственными, начали забирать свой мусор с собой. Раньше мусор грузовиками вывозили.
Фото: Алексей Копаев /Volganet.net
P.S. На днях природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» отпраздновал своё 20-летие. Volganet.net поздравляет парк с днём рождения! Коллектив редакции желает парку процветания, экологичных посетителей, новых видов животных и птиц и новых интересных маршрутов!
Помощь реабилитационному центру может оказать каждый желающий. Телефон отца Василиска (Саяпина) – 89883982071.
Василиск — покровитель птиц
Объявленный раскольником волгоградский иеромонах строит скит у трассы, спасает орланов-белохвостов и готовит тыквенное пюре по рецептам из тиктока
«Они же красивые, изящные»
Выехав из Волгограда на восток через Волгу и сразу после Краснослободска спустившись в Волго-Ахтубинскую пойму, обнаруживаешь чуть скрытую деревьями поляну с тремя нездешне северными избушками и кирпичным фундаментом посреди. Наискосок по поляне, устрашающе размахивая крылами и клокоча, бежит императорский (он же солнечный) орел, величественная птица в пол человеческого роста, а за ним, выкинув вперед руки, монах в черном подряснике. Аккуратно ловит, окутывает и уносит:
— Нельзя ему туда, в беду попадет.
Орел, объясняет иеромонах Василиск, смотритель волгоградской «Обители птиц», научился ловить потоки ветра и пикировать на них из своего вольера. Летать он не может — крылья повреждены и деформированы, — только бежит, разгоняется, машет крылами для взлета — и не взлетает. А монах его раз за разом ловит, «умного такого». Кроме беглеца-рецидивиста, здесь, в приюте для пострадавших экзотических птиц, сейчас находятся два орлана-белохвоста, два филина, степной орел, орел-курганник и аист. До этого прошли через нее и вернулись в дикую природу, если верить отцу Василиску, десятки, если не сотня других птиц и животных.
Хищнический нрав у птиц сохраняется, и человека они воспринимают как угрозу, поэтому подходить близко к вольерам нельзя. Но видеть этих птиц даже на таком расстоянии — большая удача. Орел-беглец со здоровыми крыльями мог бы взлететь на высоту до девяти километров. А пока он тут, любой желающий, как написано на вольере, может стать его опекуном. Но это не значит, что птицу можно забрать, — можно давать животному на корм, пожертвовать вольер, приезжать сюда и ухаживать за ним.
Одна женщина каждый месяц перечисляет на корм журавлю тысячу рублей со своей пенсии. Журавля выпустили, предупредили ее, она: «Ничего, значит, будете кому-то другому помогать». И продолжает переводить. Бескрылый орлан-белохвост — самый старожил, он живет в приюте восемь лет. Второй по возрасту — курганник — живет пять лет, столько же — один из филинов. А другого уже на следующей неделе будут выпускать в природу. Самые «зеленые» — императорский солнечный орел, его привезли только весной, и пустельга — она поступила только летом. В дикой природе такие птицы, как орлан-белохвост, могут проживать до 25 лет. В зоопарке, где исключены распространенные на воле риски нападения других хищников и доступно регулярное лечение, — до 42—45 лет.
Приюту уже шестнадцать — столько лет назад иеромонах обратился к тогдашнему митрополиту Волгоградскому Герману с просьбой создать в волгоградском Свято-Духовском монастыре (где тогда служил Василиск) сад вместо доставшегося от воинской части асфальтированного пустыря. Когда сад приобрел свою форму — фонтан, зеленые аллеи, лавочки, — отец Василиск спросил митрополита: «А давайте мы туда поселим каких-нибудь экзотических животных?»
— Ну как, они же красивые, изящные, — отвечает иеромонах на вопрос, как вообще возникла такая идея.
Первыми в сад приехали ростовские фазаны, сразу красивейшие и изящнейшие, золотые, алмазные, королевские, заселены они были в вольеры под стать. Оказалось, что монастырю это только на пользу — прихожане монастырского храма стали наносить визиты чаще и приводить своих детей, после каждой службы проводить много времени в монастырском саду, передавать весть о нем своим невоцерковленным соседям. Скоро о нем прознало и телевидение, за ним — интернет-СМИ. А затем вокруг сада возникло целое зоозащитное практически движение: если где-то в городе находили животных, подстреленных, сбитых машинами, их стали нести сюда.
Птиц, особенно фазанов, становилось в приюте все больше, и вольеров тоже нужно было все больше и больше. При этом большая часть этих птиц были дикими, часто краснокнижными, содержание которых простому человеку в неволе не рекомендуется. Зачем тогда нужен приют, почему бы не выпустить их всех на волю, спрашивали многие прихожане. На что Василиск раз за разом терпеливо отвечал, что он, в общем-то, так и делает, но только с теми, кто может вернуться в дикую природу на правах полноценного хищника. Но вот, например, у орла-беглеца, пикирующего на волнах воздуха прочь из вольера, такой возможности нет, часть его крыльев была при лечении ампутирована — без них в дикой природе он быстро сгинет, он не будет полноценным хищником и охотником.
— У нас и косуля была — выпустили, вылечили, — рассказывает иеромонах, — и енотовидная собака, и четыре лисенка, и белогрудая каменная куница. Один раз большую игуану передали. А сколько ежиков выкармливали… Но почему-то именно с птицами больше всего бед происходит.
Отца Василиска и его приют заметили в городской и областной администрациях. В 2017 году ему, рассказывает монах, было предложено создать в Волго-Ахтубинской пойме полноценный реабилитационный центр для диких животных, которые попали в беду. Он же, по замыслу директора природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» Натальи Лопанцевой, должен был стать своеобразным музеем хищной фауны Волгоградской области и шире — всей южнорусской степи. Поэтому никаких китайских, розовых, золотых, даже алмазных фазанов.
Но если создавать в пойме приют, там же надо и жить. Руководство парка предложило иеромонаху поставить вокруг кордоны, как у лесника. Он сказал: «Я не лесник, я священник. Давайте лучше построим здесь скит!» В честь Покрова Пресвятой Богородицы — будет он и церковным служением иеромонаха Василиска, и приютом для птиц, и частью природного парка. Землю оформили, но не сразу — это отдельная история — под бессрочное безвозмездное размещение зданий и сооружений религиозного использования и реабилитационного центра «Обитель птиц». Сначала хотели назвать его «Парк птиц», но такой в России уже есть, и не один, поэтому отец Василиск настоял на более церковном варианте.
Настоящие лесники отца Василиска возблагодарили: выбранный им участок, оказалось, был самым проблемным. Он почти со всех сторон окружен человеческими постройками и дорогами, даже автотрассами. Из Волгограда идет огромный миграционный поток в Краснослободск и частный сектор в округе — люди постоянно строятся. Нынешняя тихая поляна с избушками и орланами раньше, по словам монаха, вся была завалена строительным и бытовым мусором, а примерно там, где сейчас фундамент строящегося храма, было сплошное кострище — под каждым деревом зола костров, выжженная земля, мешки с углями. Оставленных одноразовых мангалов при расчистке территории было найдено около 70 штук. Иеромонах и волонтеры, в основном из числа его прихожан, костяк в 20—30 человек, расчищали эту землю на протяжении двух лет.
Мусора, несмотря на их усилия, прибавлялось. «Это будет продолжаться, если мы сюда не закроем въезд», — вспоминает свои слова отец Василиск. Через поляну крестом шли четыре лесные дороги, по одной, со стороны госпитомника, могли проезжать даже КамАЗы, — все монах со товарищи перекопали, оставили только пожарный въезд, оградили его шлагбаумом.
Теперь водителям пришлось объезжать семь километров вместо трех. На иеромонаха и природный парк обрушился вал заявлений во все властные органы вплоть до прокуратуры. Но Лопанцева, по словам отца Василиска, все уверенно отбила: «Она за пойму отдает всю себя».
Когда земля наконец была очищена, митрополит Герман дал благословение на создание скита. Спросил отца Василиска: «Почему именно Покрова?» «Быть под покровом Матери Божьей и нам, и зверям, попавшим в беду», — ответил иеромонах.
Нам все равно
К Русской православной церкви Московского патриархата, которой принадлежит Свято-Духовский монастырь, Василиск себя не относит с лета 2021 года. Сменивший Германа в 2019 году митрополит Феодор потребовал от иеромонаха закрыть скит и приют и уйти из Волго-Ахтубинской поймы. Взяв на раздумье неделю, отец Василиск принял непростое для себя решение перейти своим скитом из Русской православной церкви (РПЦ) в Православную российскую церковь (митрополита Филарета Рожнова) — часть зарубежной церкви, не признавшую унию РПЦ и Русской православной церкви за границей в 2007 году. В ответ Феодор назвал Василиска раскольником, запретил ему проводить богослужения и носить наперсный крест.
На обитель, похоже, это не повлияло никак.
— Здесь нет никаких разделений. Церковь-то одна. Просто есть иная территориальность, — несколько уклончиво комментирует иеромонах Василиск и не говорит, имя какого архиерея он напишет в грамоте, которая будет заложена в основание нового храма при его освящении: — Надо сначала храм построить, а потом мы уже решим, кто будет его освещать.
Отобрать скит РПЦ не может, потому что он целиком личное детище Василиска, епархия в его создании никак не участвовала.
— Я просто получил благословение владыки и сам [все] строил, — отмечает священник. — Спрашивал: «Владыка, может, вы приедете, посмотрите, как здесь все?» Владыка Герман мне сказал: «Ты иди делай, потом покажешь, что сделал». Я приехал, встал, сам себе сказал: «Василиск, на тебя ответственное дело возложили, ты сейчас должен все поставить на такие места, с которых потом не перенесешь. И чтобы после тебя никто не сказал: понастроил здесь всякой ерунды, а мы здесь страдаем».
К отцу Василиску в гости приходят паломники: две матери с четырьмя детьми и иеромонах Назарий из Свято-Духовского монастыря. Одна из матерей оказывается его главным регентом. Василиск жалуется ей: певчих нет вообще! В городе, отвечает она, та же проблема: все ушли петь в восстановленный Александро-Невский собор. Спрашиваю, не боязно ли им общаться с иеромонахом теперь, когда его объявили раскольником.
— Нам все равно, — коротко отвечают девушки.
С трассы доносится отчетливый шум грузовой машины. Сообщаю об этом иеромонаху.
— Самое интересное, что это вы ее слышите, на нее обращаете внимание. Пока ты мне не сказал, я даже не слышал, — парирует он.
Радонежский и тикток
В келье иеромонаха — простенький обогреватель, ряд банок с засолами, вышитый станком патриарх Алексий II, копия «Преображения» Андрея Рублева, сборник «Жития святых», фотографии Иоанна Шанхайского и прежнего митрополита Волгоградского Германа.
— Я ему особо благодарен за его участие в развитии скита, за его согласие, за его решение. Мы с ним общаемся шестнадцать лет, — уточняет отец Василиск. Архиерей жив, в декабре 2018 года он был решением Синода отправлен на покой.
Михаил Саяпин, будущий иеромонах Василиск, родился в 1974 году на берегу озера Иссык-Куль в Киргизии, потом с семьей переехал в Ташкент, оттуда — на Урал. Семья была религиозная, ходила в храмы, даже когда большинство было закрыто, всегда праздновала Пасху и Рождество.
— На Рождество мама пекла сладкий пирог, я приглашал одноклассников в гости, кто-то из них обязательно каждый раз спрашивал: «У вас что, у кого-то сегодня день рождения?» Ну можно и так сказать, — вспоминает отец Василиск.
Бабушка брала его с собой в храмы, и детский интерес, любопытство в нем переросло в изучение, в любовь. С возрастом эта любовь оформилась в цели. Первой книжкой, которую в семинарии дал наставник будущего монаха, было не Евангелие, а житие преподобного Сергия Радонежского. Прочитав ее, Михаил-Василиск сформировал твердое убеждение: ему описанный образ жизни по душе.
Эта же книга подвигла его на принятие монашества. Василиск проходил послушание в Троице-Сергиевой лавре, там же был пострижен в монахи, рукоположен в иеромонаха и поехал служить в Волгоградскую область: «Ты как солдат. Тебя благословили — и ты едешь хоть на край земли». Уже здесь окончил Царицынский православный университет. А до этого, в миру, — биологический факультет педагогического училища в Ташкенте.
— Мы все — творение одного художника, — говорит сейчас монах Василиск о том, как он совмещает веру и эволюцию в своих убеждениях. — Что бы мы ни взяли — и простейшие организмы, и насекомые, и животные, и растения, — у всего есть большое сходство и у всего есть единый узор, единый творец.
Герасим Иорданский вылечил от ран и приручил льва, Серафим Саровский кормил с рук медведя и вообще дружил с ним, Сергию Радонежскому было даровано видение о будущем величии лавры как собрания множества птиц — монахи слетятся к нему со всех мест, как птицы; Илие Пророку, ушедшему от людей в пустыню, пищу приносил ворон, а Иисус Христос въезжал в Иерусалим на молодой ослице.
На строительство скита иеромонаха Василиска подвигло посещение Турина (но не итальянского, а того, что в тайге на севере Урала).
— Я приехал в женский монастырь там, и меня спросили: «А вы в честь Василиска Сибирского названы?» Нет, Команского. Удивило — о Сибирском я ничего не знал, — признает иеромонах. — Потом в городском музее, сразу на входе, увидел портрет того же старца Василиска. Я начинаю изучать его личность, мне дают житие, я с упоением его прочитываю за ночь. Настолько впечатлился, что на следующее же утро поехал на его источник. Тогда зародилось в душе: хочу в лес, и все.
Мечта принесла ему немало тягот: вся братия идет с утра в трапезную, а Василиск едет сюда, на поляну, строиться. И утром обратно в город — на службу. Когда он под ноябрьским ветром готовил себе еду на чудом не сдуваемом огне меж четырех кирпичей, он думал: «Кажется, Господь испытывает меня». Однако каждый раз после темнейшего часа наступал рассвет.
— Сижу вот как-то утром, кофе пью, размышляю: и стройка, и птицы, где что брать, как все успеть, как хоть что-то успеть, —вспоминает священник. — Смотрю, идет по лесу молодой человек. Подходит: «Здравствуйте, мне бы отца Василиска». Я говорю: «А это я». Он оказывается директором сельхозавиации и предлагает помощь — и жертвует мне 3D-вольеры.
Еще один прихожанин дал на открытие храма здесь 200 тысяч рублей — ничьи имена Василиск не разглашает.
Цель Василиска на ближайшее будущее, на пару лет — достроить вторую келью для второго брата, храм, ограждение и гостевой дом, запустить хозяйство, с которого можно жить, «чем-то жить, как все монастыри и жили». Делать и продавать свечи, четки, выращивать и продавать чай, ежевику, малину, грушу, яблоки, доить коров, коз.
— Остальное — труды духовные, — замечает Василиск. Сейчас вместо второго брата пока только немногословный столяр Паша, помогающий со стройкой.
Электричество скит в основном добывает солнечными батареями, даже в храме стоит лампочка, работающая от солнечной энергии: «Дай Бог здоровья китайцам». Волгоградская область недостатком солнца не славится, поэтому одного ясного дня хватает, чтобы батарея могла полностью зарядить пауэрбэнк.
— Думаю, старцу Василиску в тайге было пожестче, — отмечает современный Василиск. — Живя в городе, я на себя больше тратил, чем здесь, значительно больше. Вот чего я добился — автономности.
Электричеством священник пользуется, в том числе чтобы посидеть в интернете. В тиктоке, в частности, он смотрит кулинарные рецепты.
— Вчера из тыквы делал пюре, — описывает священник один из них. — Берется тыква, обжаривается на сковородке, отдельно обжаривается морковка, отдельно — лук, отдельно — картошка, в этой массе тыквы должно быть больше всего. Все это в кастрюлю, залить водой, до полной готовности морковки и картошки, чтобы они были мягкие. Потом все это посолить, добавить черный перец и все это блендером привести в состояние пюре. К нему гренки, зелень — очень вкусная получается вещь.
— В устроении скита вам первое биологическое образование даже больше помогло, чем монашеский опыт?
— Ни то ни другое. Здесь важно то, что я получил от тех, с кем я жил, — от родителей, бабушки. Современный человек даже нормально вскопать землю не сможет, если попросить. Или помидоры пасынковать — он даже не поймет, что это такое. А я с детства это знал: зимними вечерами резали туалетную бумагу, на которую клеили семечки морковки, чтобы потом расстелить эту ленту и засыпать землей — и чтобы не прореживать морковь. И много другого всего делали, чего сейчас городской житель просто бы не понял. Многое из этого мы не делаем, потому что легче что-то просто купить. Да, может, и легче мне эти помидоры просто купить на рынке в городе. Но хочется свое. Да и если бы я не пахал тут на грядках, чем бы я тут занимался?
«В лес-то кто пойдет?»
Строительство здесь шло два года. Отец Василиск семь месяцев, с мая по ноябрь, прожил на этой поляне в палатке, каждый день ездил отсюда на богослужение в город, в Свято-Духовский монастырь. Митрополит, по словам монаха, каждый раз, видя его, спрашивал: «Тебе оно надо все? Чего тебе в келье не сидится? Тут тепло, уютно». Но, говорит отец Василиск, его тянуло туда, в пойму. Строительство скита-приюта стало делом его жизни. Его мечтой.
Работа предстоит еще долгая.
— Я всегда говорю, что мы не бежим, не идем, не стоим, а уверенно ползем, — определяет отец Василиск. Три деревянные кельи в северорусском стиле построены из срубов, привезенных фурами из Кирова — такого дерева здесь просто нет. Строящийся храм, фундамент которого занимает середину поляны, будет, по замыслу Василиска, точной копией самого древнего сохранившегося деревянного храма Руси — церкви Ризоположения из села Бородава (XV века постройки). Оплачивать такую непростую стройку, неохотно делится отец Василиск, помогает «один человек, который возглавлял в Волгограде одну крупную фирму, потом пошел на повышение и уехал в Москву».
Сейчас в ските-приюте уже есть храм — домовая часовня в одной из келий — точной копии кельи, в которой на Соловках, будучи еще игуменом Соловецкого монастыря, жил в XVI веке обличитель опричнины святитель Филипп. Царские врата пока не доделаны, а иконостас в человеческий рост сделан из гипсокартона.
— А что, самый дешевый резной иконостас — 380 тысяч рублей. Почему бы не вырезать его из гипсокартона, плотного, усиленного? — рассуждает отец Василиск.
За алтарем храм осматривает укрепленный на окне, распечатанный Спас Вседержитель (образ Христа, представляющий его как всесильного небесного царя. — Прим. ТД). На стене напротив — большая, написанная кистью картина, изображающая ту же поляну посреди Волго-Ахтубинской поймы, где мы находимся сейчас, только в будущем: три кельи, забор, деревянный храм посередине, несколько черных силуэтов.
— Я пригласил художника, поставил его на точку, сказал сделать фотографию, а потом представить, что там уже готовый скит в том же месте, — рассказывает о своей задумке отец Василиск.
— И что, монахи такие же тут будут, с косами?
— Будем надеяться. Я к тому времени буду вот так уже сидеть, — показывает Василиск на монаха, сидящего у одной из келий на пеньке с книжкой перед козой. — Буду седой, старый, козам Евангелие читать.
Другие священники Волгоградской епархии были скептичны: «В городе в воскресенье-то дай Бог десять человек придет, а в лес-то кто пойдет?»
В прошлое воскресенье, рассказывает иеромонах, молиться в лес пошло двадцать четыре человека, среди них тринадцать причастников, восемь детей, в основном все те, кто ходил к отцу Василиску на службы еще в Свято-Духовском монастыре, но кто-то и из местных — из Краснослободска, из поселка Сахарного. Еще три месяца назад в этой келье складировалась хозяйственная утварь.
Предыдущий митрополит не раз спрашивал отца Василиска: «Ну нужен тебе этот приют?» Но оказалось, что от него есть прямая миссионерская польза. Учителя, когда приводят детей сюда посмотреть на птиц, просят хозяина: «Можно, батюшка, без всяких проповедей, только про природу? У нас есть ученики мусульмане, есть неверующие, католики…» В итоге же детям всегда интересно после лекции о птицах посмотреть и храм, и дети — хоть из православных семей, хоть из мусульманских — хотят поставить по свечке. «Ну давайте за учебу поставим, чтобы не болели все», — так, по его словам, реагирует в таких случаях отец Василиск. А учителя потом выговаривают ему: «Ну вы и хитрец, батюшка». Среди помощников Василиска по приюту и волонтеров есть впоследствии воцерковленные.
Например, сама директор парка Наталья Лопанцева.
— Когда мы оформляли документы, она говорила: «Все будет хорошо. Не переживайте». И вот в очередной момент меня пригласили в управление природными ресурсами: «Мы готовы вам передать землю». Я звоню Наталье Борисовне, делюсь вестями. Она говорит: «Должна вам сказать правду. Я вас успокаивала. Но точно знала, что вам эту землю не дадут. И то, что вам ее передали, для меня знак — скоро я приму крещение», — рассказывает священник.
Несмотря на выгодные безвозмездные и бессрочные условия, содержит скит-приют отец Василиск полностью сам — сам ухаживает за птицами, сам кормит их и себя, — а также работает фактически смотрителем и экскурсоводом природного парка, проводит тут праздники — День Волги, День птиц, День леса, волонтерские экологические акции «Чистый лес», «Очистим планету от мусора». Монах в шутку сетует, что не взял землю на одном из островков поймы, как предлагали изначально, — «вообще Валаам бы был».
— Но вы хотите, чтобы сюда приходили люди, или хотите отдалиться от мира? — всерьез спрашиваем мы.
— Мне хотелось в первую очередь, чтобы эти дикие животные оказались на природе и чтобы до них могли доехать люди, которые жаждут им помочь, их увидеть.
Сейчас середина осени, и людям тут уже холодновато. Но не птицам — в дикой природе такие хищники улетают на юг не из-за холода, а из-за голода: живность, составляющая их пропитание, укрывается на зимние спячки. Их держат в просторных вольерах с жердочками (птицам удобнее спать на весу, чем на земле. — Прим. ТД) и 3D-сетками.
Единственный, кого отправят в тепло, — аист, для этого ему заказали отдельный модульный дом, где он будет жить вместе с курочками под охраной двух сторожевых псов Вольного и Мухтара. Курочки исключительно несушки, в суп они не пойдут, ведь соблюдающий все посты православный монах строго вегетарианец, а порой и веган.
Порой приютских птиц посещают их дикие сородичи. Как-то, рассказывает отец Василиск, он утром подошел к вольеру с орланами-белохвостами и увидел, что их там трое. Подумал, что у него двоится в глазах, — и тут один из них резко взмыл в небо.
В последнее утро мы вновь приезжаем в пойму в «Обитель птиц» — отец Василиск должен проводить нас в добрый путь молебном. Всплыла вечная проблема: все певчие кто заболели, кто не может. Зато с улицы слышны вскрики орлов — чем не пение?
Священник читает молебен, покуда в храме только мы втроем.
— Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих путешествующего Дмитрия и путешествующего Сергия, — упоминает он в ектении журналистов ТД, сразу за нами — всех благотворителей, благодеятелей, жертвователей Покровского скита.
— Что говорить после службы прихожанам, для меня было главным вопросом, когда я становился священником, — сразу после последней молитвы говорит отец Василиск, повернувшись к нам лицом. В итоге он пришел к тому, что надо говорить притчи — простые и живые.
Поэтому с нами он делится переделанной (им же) буддийской притчей:
— Один монах приходит к другому почерпнуть у него учение. Но вдруг видит, что он самый обыкновенный. Третий монах говорит второму: «Да ты путаешь, он свят». Тот отвечает ему: «Сейчас я это проверю». Поймал бабочку и посадил у себя между двумя ладонями. Думает — сейчас подойду к старцу и спрошу: «Скажи, авва, живая бабочка у меня между руками?» Думает, что если старец ответит «Живая», то тут же ее сдавит и убьет, а если наоборот — откроет ладони и она полетит. Наконец подходит, задает вопрос, старец ему в ответ: «Все в твоих руках».
Полет в Москву проходит спокойно.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Вы можете им помочь
Помогаем
Отец Василиск смотрит в вольер с ранеными животными
Раненая пустельга в реабилитационном центре диких животных на территории Покровского скита
Отец Василиск режет грибы
Тропинка в пойменном лесу, которая ведет в Покровский скит
Горожанки принесли отцу Василиску раненую птицу
Раненый курганник в реабилитационном центре диких животных на территории Покровского скита
Посетители Покровского скита
На территории Покровского скита
Лампада в алтарной части временной домовой часовни в одной из келий, построенных в Покровском скиту
Перец, который выращивают в Покровском скиту
Отец Василиск и курица
Территория Покровского скита
Отец Василиск надевает крест перед утренним молебном во временной домовой церкви в одной из келий на территории Покровского скита
Раненый аист в реабилитационном центре диких животных на территории Покровского скита
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных